Институт Философии
Российской Академии Наук




  Отчетные материалы по итогам проекта
Главная страница » » Отчетные материалы по итогам проекта

Отчетные материалы по итогам проекта

Итоговый отчет о проделанной научно-исследовательской работе

по Государственному контракту № 14.740.11.0223 от 15 сентября 2010 г.

по теме: «Гуманитарное знание и социальные технологии»

(2010–2012)

 

Ключевые слова: социальные технологии, СТ, гуманитарное знание, концептуальный, междисциплинарность, рациональность, социальная эпистемология, прикладной, наука, техника, история, реконструкция, ситуационное исследование, case study

 

Цель проекта

Теоретическая: концептуальная разработка структуры социальных технологий (СТ) (взаимодействие различных типов социально-гуманитарного знания и практик в треугольнике «человек – СТ – общество») и на этой основе выявление сущности и механизмов формирования и развития СТ.

Практическая: определение адекватных способов и форм проектирования, конструирования и деконструкции СТ; экспликация принципов когнитивного сопровождения процесса социальной самоорганизации, государственного и муниципального управления, электоральной деятельности, обучения, СМИ, научных исследований.

Определение:

Социальные технологии – это коммуникационно-деятельностная форма проявления социального субъекта на уровне организационной, управленческой и социально-проектировочной деятельности, в аспекте социального конструирования знания и реальности. Изучение социальных технологий определяется необходимостью междисциплинарного исследования прикладных аспектов социально-гуманитарных наук, проведения экспертиз и формулировки научных рекомендаций по ряду важнейших аспектов научной, социальной и информационной политики, анализа процесса инновационного и модернизационного развития в аспекте роли и значения социального субъекта. Социально-коммуникативная функция техники являет себя сразу же, как только техника начинает выполнять какую-либо социальную функцию. Но есть и техника, и технология иного толка: она обеспечивает не только общение, но и совместное действие – организацию производства, образовательный или судебный процесс, работу научной лаборатории, выборы органов власти. Это и есть социальные технологии, которые создаются на основе таких наук, как экономика, социология, право, педагогика, психология и т.д. Они делают из изолированного индивида гражданина и руководителя, предпринимателя и ученого, избирателя и покупателя. Они структурируют общество на классы, партии, субкультуры и конфессии. Междисциплинарное исследование СТ, предпринятое в рамках проекта и синтезирующее идеи и методы эпистемологии, философии науки и техники, коммуникативной социологии, феноменологической социологии, дискурс-анализа, социолингвистики, философии экономики и управления, гуманистической психологии, этнометодологии, является оригинальным проектом, который впервые позволяет дать интегральное теоретическое представление о СТ, их структуре и функциях, когнитивных и социальных измерениях и на этой основе выработать методы их проектирования, конструирования и экспертизы, использования в программах модернизации и инновационной экономики.

 

Основные результаты проекта

Определение адекватных способов и форм проектирования, конструирования и деконструкции социальных технологий; экспликация принципов когнитивного сопровождения процесса социальной самоорганизации, государственного и муниципального управления, электоральной деятельности, обучения, СМИ, научных исследований стало комплексной задачей проекта, в рамках решения которой были решены следующие проблемы:

  • Были сделаны выводы о том, что исследовать СТ нужно в рамках определенной категориальной сетки философских и научных понятий, которые можно наложить на социальные технологии с целью их осмысления и концептуализации.
  • Также было заключено, что социальные технологии можно подвести под понятие системы и исследовать их с точки зрения системного подхода; их можно подвести под понятие коммуникации и рассматривать как особые коммуникативные процессы. Одна из возможных стратегий состоит в том, чтобы рассматривать социальные технологии как особого рода деятельность. Тогда известные понятия деятельностного подхода здесь применимы.
  • Осуществлены сбор, анализ и обобщение современной российской и зарубежной литературы по проекту, периодизация и типологизация источников.
  • Определен набор релевантных фактов и ситуаций для формирования эмпирической базы исследования СТ.
  • Изучено взаимодействие когнитивных паттернов жесткого и мягкого социального управления в условиях инновационного развития.
  • Разработана система онтологий социального управления и развития, моделей субъектов и полисубъектных сред.
  • Исследована проблема редукции в соотношении СТ и языковой (в т.ч. аудиовизуальной) коммуникации.
  • Осуществлено типологическое и компаративное исследование основных концепций СТ.
  • Проведен концептуальный анализ групп терминов, исторически и логически связанных с термином «СТ». Определены условия категоризации данного термина, его междисциплинарных функций и возможности его введения в дисциплинарный оборот.
  • Определен возможный круг описательных и объяснительных теорий для идеального объекта «СТ».
  • Исследованы альтернативные картины мира для семантической интерпретации СТ. Отобраны подтверждающие и опровергающие примеры для рабочей гипотезы.
  • Исследована проблема «фонового знания» в СТ и ориентированных на его экспликацию методов этнометодологии применительно к особенностям российского социума.
  • Проведен анализ различных СТ в российском обществе как примеров применения результатов и методов социально-гуманитарных наук,
  • выполнено исследование исторических ситуаций и условий возможности проектирования, конструирования и экспертизы СТ,
  • проведено исследование проблемы религиозной, этнической, политической и гражданской самоидентификации российских сообществ и конструирования технологии такого рода идентификации, дана оценка конкретных социальных программ (модернизации, инновационной экономики, реформы науки и образования и др.) с точки зрения используемых в них СТ,
  • исследована проблема реконструкции коллективных представлений об объединяющем прошлом и проектируемом будущем как идентификационной ориентации российских сообществ,
  • подготовлены 2 коллективные монографии,
  • проведены специальные семинары и конференции;
  • Осуществлено внедрение НИР в образовательный процесс.

 

Коллективом проекта подготовлены 2 коллективные монографии: «Наука и социальные технологии». М.: ИФ РАН, 2011, «Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий». М.: Альфа-М, 2012, общим объемом 40 печатных листов.

Коллективная монография «Наука и социальные технологии» включает серию статей, каждая из которых встраивает понятие социальных технологий в свой собственный оригинальный контекст, задавая, таким образом, все новые определения социальных технологий (дискурс-технологии, мягкие и жесткие социальные технологии, технологии конструирования субъекта и т.д.). Несмотря на разнообразие точек зрения на данную проблему, участники проекта единогласно увязывают ее с темой управления и власти. Коммуникативная и медийная, языковая, научная среды предстают в результате как основа властных и управленческих процессов, а современная реальность - как взаимодействие и столкновение бесчисленных социальных технологий.

В итоговой коллективной монографии «Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий» доказывается, что в основе всякой социальной технологии лежат теоретические положения многих социальных наук, а ее главное содержание по-прежнему определяется эмпирическим опытом функционирования общественных систем. Даже если единая теория СТ и будет когда-либо создана, то к ее структуре будет необходимо применить ряд существенных ограничений. Теория СТ - никак не одна общая теория, а целая сеть специальных теорий, различающихся по предмету и методам. Плюралистический статус теории СТ, таким образом, представляет собой не временное положение дел, а существенное свойство, а выбор той или иной теории СТ будет определяться, в первую очередь, социальным статусом субъекта, который собирается ее применять. Делается вывод о том, что теорию СТ нельзя построить путем логического вывода ее понятий из научных теорий большей степени общности (фундаментальности). Речь должна идти о следующих трех способах концептуализации: эмпирическом обобщении, типологизации и семантической интерпретации в контексте картины мира.

Помимо полученных за пятый этап результатов подготовлены и опубликованы научные статьи в рецензируемых журналах, сделаны доклады на российских и международных конференциях, в течение 2010-2012 гг. проведено 8 специальных заседаний научно-методологического семинара «Проблемы рациональной философии», посвященные различным аспектам исследования социальных технологий.По итогам проекта проведен круглый стол «Гуманитарное знание и социальные технологии», материалы которого будут опубликованы к №9 за 2013 год журнала «Вопросы философии».

Осуществлено внедрение НИР в образовательный процесс. Результаты, полученные в ходе проекта, используются при чтении следующих лекционных курсов для студентов ГАУГН и аспирантов Института философии РАН и ГАУГН, которые прошли обновление в 2012 году и внедряются в течение 2012-2013 гг.:

  • Образовательная дисциплина «Онтология и теория познания» (В.А. Лекторский, А.Л. Никифоров, Е.О, Труфанова) в рамках общего курса для аспирантов Института философии РАН и ГАУГН по истории и философии науки
  • Образовательная дисциплина «Философия науки и техники» (В.Г. Горохов, Б.Г. Юдин) в рамках общего курса для аспирантов по истории и философии науки
  • Образовательная дисциплина по выбору (факультатив) «Информационные технологии обеспечения научной деятельности и методика подготовки диссертации и презентации» (А.Ф. Яковлева) для аспирантов Института философии РАН и ГАУГН
  • Учебный курс «Эпистемология» для студентов ГАУГН 2 курса (Труфанова Е.О.)

 

Основной проблемой в российском измерении является исследование того, в чем нуждается Россия в первую очередь: в открытости, в свободе информации и волеизъявления, в контроле над властью или – в механизмах эффективного управления массами, в способах властного воздействия на общественное сознание.

Это также вопрос о том, какие предложения могут сделать ученые консультативно-регулятивных функций гуманитарных наук, исходя из социально-проектных возможностей социальных наук. Критика социальных технологий связана с большим спектром технологических реализаций, в том числе и тех, которые случайно возможны в связи с новыми информационными технологиями, обеспечивающими индивидуальные и коллективные инновациями. Реакцией на это должна стать методология предотвращения рисков социально-технологической деятельности – хакерства, сговора, создания групп с искусственной идентичностью и опасными планами, примером чего может быть виртуально собранная террористическая организация, секта, экстремистская молодежная группировка и пр. Здесь важен не только «субъект для сборки», но и субъект критики и обеспечения компетентного контроля и экспертизы последствий.

Новизна применяемых решений состоит в том, что в исследовании впервые в российской литературе показывается, что понятие и практика использования СТ существенно изменяет роль и место современной науки, в частности, социально-гуманитарных дисциплин в общественном разделении труда, а также природу самого научного знания. Создаются условия для повышения эффективности науки в применении ее результатов к решению социальных проблем, повышается статус ученого-гуманитария, что позитивно влияет на приток и закрепление молодых исследователей в научном сообществе. Одновременно сфера теоретических разработок сужается, будучи ориентирована наличными социальными потребностями, что ведет, с одной стороны, к концентрации финансовых и человеческих ресурсов, а, с другой стороны, маргинализирует перспективные разработки, не имеющие ближайшего применения.

В мире концептуальная разработка понятия социогуманитарных технологий на основе аппарата философии науки и техники разрабатывается с 60-х годов ХХ века (Olaf Helmer, Bernice Brown, Theodore Gordon. Social Technology. NY, Basic Books, 1966). Сегодня в центре западных исследований - метод, базирующийся на тщательном анализе современного бизнеса, на фактах и ситуационных исследованиях и полный практических стратегий для компаний, которые хотят использовать власть социальных технологий в форме компьютерных коммуникаций.

По сравнению с этим проведенное исследование отличается междисциплинарностью, синтезирует идеи и методы эпистемологии, философии науки и техники, коммуникативной социологии, феноменологической социологии, дискурс-анализа, социолингвистики, философии экономики и управления, гуманистической психологии, этнометодологии, является оригинальным проектом, который впервые в мире позволяет дать интегральное теоретическое представление о соцогуманитарных технологиях, их структуре и функциях, когнитивных и социальных измерениях и на этой основе выработать методы их проектирования, конструирования и экспертизы, использования в программах модернизации и инновационной экономики.

 

Назначение и область применения результатов проекта

Результаты работ пополнят и обогатят теоретические представления о типологии и видовых особенностях социальных коммуникаций, проективной деятельности, социальном конструировании реальности. Практическое применение результатов исследования социогуманитарных технологий необходимо и возможно в процессах государственного и муниципального управления, электоральной деятельности, партийного строительства, в социальных проектах, в области молодежной политики, управления средствами массовой коммуникации. Результаты работ будут использованы для социальной оценки проектов внедрения инновационных исследований и разработок на российских предприятиях различных отраслей промышленности с целью прогноза прибыльности внедрения. Применяться результаты работ могут также в работе органов государственной власти.

1) Результаты НИР уже востребованы в сферах подготовки научных и научно-педагогических кадров для российской высшей школы и экспертно-аналитических организаций, институтов повышения квалификации госслужащих. Результаты работы по проекту предназначены для широкого круга общественных, неправительственных и прочих организаций. Результаты НИР внедряются в образовательный процесс. Результаты выполнения НИР имеют большие перспективы быть востребованными в работе органов исполнительной власти на территории РФ и стран СНГ. Результаты работ будут использованы для социальной оценки проектов внедрения инновационных исследований и разработок на российских предприятиях различных отраслей промышленности с целью прогноза прибыльности внедрения. К работе по проекту привлечен ряд студентов ГАУГН и аспирантов ГАУГН и ИФ РАН, которые имеют возможность ознакомиться с современными методами исследования и выполнить экспериментальные работы для своих курсовых и дипломных проектов.

2) Сферы практического применения социальных технологий в области внедрения ориентационных схем охватывают все функциональные сферы российской жизни - политику, образование, науку, экономику, религию, поскольку все эти области требуют внедрения тех или иных идентификационных механизмов, требуют от включенных в них индивидов ориентаций на новое и вариативное, но ограничивают его свободу укоренившимися в прошлом стандартами ролевого поведения, устоявшимися нормативными требованиями. Практическое применение социогуманитарных технологий в этих сферах, с одной стороны, должно состоять в четкой фиксации границ возможностей инновативного поведения, но с другой - опробовать возможности расширения ориентаций на будущие изменения, более свободного отношения к устоявшимся нормам и образцам. Практическим результатом исследования станет определение возможных объемов и возможной скорости внедрения инноваций в экономике и науке, социальной структуре, возможных рамки преобразований политических и образовательных институтов в российском обществе. Это требует исследования готовности тех или иных социальных слоев фактически воспринимать на сознательном и бессознательном уровне серьезные трансформации их способов существования (конкретные способы использования результатов анализа социальных технологий).

3) Результаты работ могут быть использованы для социальной оценки проектов внедрения инновационных исследований и разработок на российских предприятиях различных отраслей промышленности с целью прогноза прибыльности внедрения, а также:

  • совершенствования национальной инновационной системы (от линейной модели инноваций к средовой, от технократического подхода к социогуманитарному и др.);
  • совершенствования системы национальной безопасности (от ведущей ориентации на защищенность от угроз к ведущей ориентации на обеспечение способности субъектов к развитию и др.);
  • совершенствования системы образования и реформирование науки (формирование культуры и технологий формирования коллективов междисциплинарных исследований и разработок и др.);
  • проведения социологических опросов населения российских регионов по ряду тем (адаптация, народная культура, корпоративная культура и пр.).

 

Достижения молодых исследователей – участников Проекта

В проекте в течение всего срока реализации проекта принимали участие 5 молодых ученых – штатных сотрудников Института философии РАН - к.филос.н., н.с. Куслий Петр Сергеевич, к.филос.н., н.с. Вострикова Екатерина Васильевна, к.полит.н., с.н.с. Яковлева Александра Федоровна, к.филос.н., с.н.с. Труфанова Елена Олеговна и к.филос.н., с.н.с. Касавина (Калюжная) Надежда Александровна, которые являются победителями конкурсов Совета по грантам Президента РФ для молодых исследователей – кандидатов наук 2011 и 2012 года.

В течение срока реализации проекта участие в нем приняли 14 молодых исследователей – кандидатов наук, аспирантов и студентов. В период реализации проекта подготовлено и защищено 3 кандидатские и 2 докторские диссертации. 5 молодых участников проекта были приняты на работу в Институт.



Публикации по проекту

 

Документы НОЦ «Социальное знание, онтологии, технологии»

 

Круглый стол «Гуманитарное знание и социальные технологии» по итогам проекта