Институт Философии
Российской Академии Наук




  Международный день женщин в науке, 11 февраля 2022 г.
Главная страница » События » Архив событий » 2022 » Международный день женщин в науке, 11 февраля 2022 г.

Международный день женщин в науке, 11 февраля 2022 г.


 

«Если новые идеи создаются, значит, в обществе это кому-нибудь нужно...»



11 февраля во всем мире отмечается Международный день женщин в науке. Праздник был утвержден резолюцией ООН в 2015 году. О своей работе, пути в науку и советах молодым ученым на пути к философии в рамках рубрики «Диалог с философом» нам рассказали сотрудницы Института.

 

Заместитель директора Института философии РАН, член-корреспондент РАН, руководитель многих научных и научно-просветительских проектов, таких как «Философские эманации любви», «Философские поколения», «Анатомия философии», «Философская мастерская» Юлия Вадимовна Синеокая рассказала, что в детстве она мечтала стать кинодокументалистом, потому что визуализация текущих и давних событий казалась делом чрезвычайно важным. Однако доступ к монтажному столу – дело сложное, и Юлия Вадимовна стала записывать складывающиеся в голове сюжеты и визуальный ряд, что в итоге увлекло её, расширив круг чтения, и приблизило к философии. В итоге в 18 лет она поступила на философский факультет МГУ, где и начался её путь в философии. 

«Моя юность пришлась на годы, когда рушились стереотипы, ломались старые парадигмы повседневности, мир казался распахнутым и полным невероятных возможностей, а время пластичным. Учиться было интересно, занятия вели В.В. Миронов, А.Л. Доброхотов, Г.Г. Майоров, М.А. Гарнцев, М.А. Маслин, Н.В. Котрелев… на только что открывшейся кафедре истории и теории мировой культуры лекции читали С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, Вяч. Вс. Иванов, Г.С. Кнабе, Е.М. Мелетинский… Говоря о том, что мне повезло со временем я имею в виду и свое поколение, мне посчастливилось учиться, т.е. спорить и дружески общаться с яркими ребятами Валерой Анашвили, Вадимом Васильевым, Василом Ванчуговым, Борей Межуевым, Алешей Козыревым, Игорем Чубаровым и др. Университетские годы убедили меня в том, что я на нужном мне пути. Следующим судьбоносным чудом моей жизни была аспирантура в Институте философии РАН у Нелли Васильевны Мотрошловой в легендарном секторе истории западной философии, где я счастливо работаю до сих пор» – поделилась Юлия Вадимовна.

 

Кандидат философских наук, научный сотрудник сектора истории русской философии Бердникова Александра Юрьевна поделилась с нами, что выбор будущей профессии для неё стал почти случайностью или «судьбой».

«Всем известно утверждение Аристотеля о том, что философия начинается с удивления, так вот – для меня она началась с шутки. Когда я училась классе в восьмом, моя мама высказала свое мнение, что с моей страстью к гуманитарным наукам и моим независимым характером самая подходящая для меня сфера деятельности – это философия. Дословно было сказано так: «Ты странная, у тебя получится». И, кстати, мне приходилось слышать потом эти же слова почти дословно и уже обучаясь в аспирантуре от профессоров, о том, что я «очень странная, но талантливая». Так что, если искать во всем этом «мораль», наверное, она будет такой – не стоит бояться быть странными, иногда это качество может привести вас на «правильную дорогу» в вашей жизни…»

 

Кандидат философских наук, научный сотрудник сектора социальной эпистемологии Аргамакова Александра Александровна поделилась, что на пути становления личности она «примерила на себя много профессий», но ей всегда нравилось что-то создавать, писать - песни, стихи, шутки, заметки для молодежной газеты. Она любила читать зарубежную классику, помимо школьной программы и отечественной литературы,  Гёте, Мольера, Гоголя и Достоевского. «Только в старших классах мне подсказали: стоит попробовать философский факультет. Довольно скоро я решила, что выберу академическую карьеру, а философия - мое настоящее увлечение». На наш вопрос о том, почему выбор пал на исследуемую область философии, в частности, эпистемологию, Александра Александровна дала следующий ответ:

«Это следствие слишком многих интеллектуальных склонностей, а также игра случая и выбор профессии.  Я изучала и учения о карме в буддизме, и семиотику Чарльза Пирса, и христианскую этику. Потом осознала, прежде чем сформировать любое мировоззрение, необходимо приобрести дисциплину ума, то есть понять его границы и области применения. Таким арбитром может быть только эпистемология. А в наиболее рационалистической и строгой форме теория познания развита внутри западной философии. Она ближе к результатам современной науки и преподает блестящие модели для мышления о мире. Философия всегда служила источником революций для моего мышления. Она поразила меня, когда я узнала о трансцендентализме, солипсизме, о логическом анализе языка науки, риторических приемах убеждения и интеллектуальных экспериментах. Настоящей находкой стала социальная эпистемология. Уже не как когнитивная ошибка или идол познания Бэкона, но в качестве конститутивной силы, неизбежного фона воображаемой картины мира. Знание не только говорит о свойствах предмета, расположенного во внешней реальности. Оно отражает характер субъекта познания. Сам субъект не обязательно является индивидом с универсальным набором когнитивных способностей. Носителем знания являются социальные группы и классы, культуры и субкультуры, психотипы и архетипы личностей, профессиональные и этнические общности. Они порождают плюрализм эпистемологий, несоизмеримость мироощущений, богатство и разнообразие общечеловеческой культуры. Против социологического релятивизма восставал Сокал, развязавший научные войны. Но его можно довести до крайней степени выражения как в конструктивизме Бергера и Лукмана или конвенционализме Кнорр-Цетины. А  можно просто-напросто извлекать из научного знания пользу как сказали бы прагматисты и как Стив Фуллер обратился к изучению вопросов  организации науки, или выбору наилучших способов производства новых идей. Если новые идеи создаются, значит, в обществе это кому-нибудь нужно».

 

Доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора теории познания Труфанова Елена Олеговна ответила на наш вопрос о том, зачем по её мнению нужна философия?

«Философия не просто учит мыслить, она воспитывает культуру мышления: критический подход, умение аргументировать и выдвигать контраргументы, умение видеть любую ситуацию и проблему с разных сторон и т.д.. Эта культура мышления полезна абсолютно для любого человека, чем бы он не занимался. Философия порой заставляет тебя увидеть привычные вещи в непривычных ракурсах, обнаружить сложность в простом и простоту в сложном, позволяя видеть мир не черно-белым и плоским, а разноцветным и многогранным. На мой взгляд, такая область философии как эпистемология (теория познания) играет важнейшую роль, поскольку она анализирует, как именно человек познает окружающий мир и самого себя. Это не только фундаментальная философская дисциплина, но и основа для любой науки, ведь невозможно осуществлять научное исследование без понимания того, что и как человек способен познавать. Эпистемология становится особенно востребованной в современную «цифровую» эпоху, когда человек окружен огромным количеством доступной ему информации, и перед ним встает задача превращения этой информации в знание».

 

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских исследований идеологических процессов  Сыродеева Ася Александровна в беседе о том, что такое хороший философ и как им стать, обратила внимание на следующие моменты: многое уметь; пережить; прочувствовать; мыслить абстрактно и знать жизнь; стараться читать и читать; письменно излагать свои мысли и/или выступать перед аудиторией; постоянно задаваться вопросом, что именно вы хотите сказать, донести своим устным или письменным высказыванием и находить себе учителей для непосредственного общения/уроков мысли сквозь пространство и время. «Еще мне кажется очень важной связь поколений. Современная молодежь, и философская в том числе, умеет много хорошего, чего не умели их отцы и деды, потому что изменился контекст, и они восприимчиво откликаются на него. Естественно, что-то для молодежи отходит на второй план. Но это не значит, что не вернется вновь и прекращает оказывать свое влияние. Связь поколений очень важна и в человеческом отношении, и в содержательном все для той же многогранной картины мира, о которой мы с вами говорили и которая очень важна для философии, как мне представляется» - считает Ася Александровна.

 

И напоследок поделимся с вами пожеланиями молодым ученым.

«Много работать и доверять себе, порой вопреки обстоятельствам и конъюнктуре, прислушиваться к своей интуиции, заниматься тем, что по-настоящему значимо для вас и захватывает вас целиком, тогда жизнь будет осмысленной, насыщенной и придет успех!» - Юлия Вадимовна.

«Верьте в себя, не бойтесь ходить в архивы и библиотеки. Не бойтесь преследовать и засыпать вопросами своего научного руководителя, даже если он убегает и прячется от вас – будьте настойчивыми! Но при этом помните, что ни один научный руководитель не напишет за вас диссертацию – это способны сделать только вы сами, так что дерзайте!» - Александра Бердникова.

 

Ответы других ученых в рамках рубрики «Диалог с философом» публикуется каждую неделю на официальной странице Института в INSTAGRAM (@iph_ras) и портале Yandex Zen.