Институт Философии
Российской Академии Наук




  Шульга Елена Николаевна
Главная страница » » Сектор био и экофилософии » Сотрудники » Шульга Елена Николаевна

Шульга Елена Николаевна

Место рождения:

Москва.

 

Образование:

Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1979 г. 

 

Ученые степени:

  • кандидат философских наук – 1992, «Соотношение природного и социального в глобальной экологии»; Институт философии РАН, Москва;
  • доктор философских наук – 2003, «Эволюция методов философской герменевтики», Институт философии РАН, Москва.

 Полученные почетные звания

 Член-корреспондент Бразильской академии философии (Рио-де-Жанейро) (апрель2013 г.)

Сфера научных интересов:

Эпистемология, онтология, философская герменевтика.

 

Профессиональная деятельность:

Ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии ИФ РАН.

Профессиональная деятельность:

  • Чтение курса лекций "Теория и практика аргументации". ГАУГН (с 2008 г.).
  • Чтение лекций для аспирантов и соискателей по истории и философии науки на потоке; лекции и семинарские занятия с аспирантами РАН по теме "Философия социально-гуманитарных наук". Кафедра истории и философии науки ИФ РАН (с 2008 г.);
  • Научное руководство аспирантами сектора эволюционной эпистемологии.
  • Научное руководство дипломными работами студентов философского факультета ГАУГН; рецензирование дипломных проектов.
  • Член комиссии по приему государственного экзамена по философии и дипломных проектов у выпускников философского факультета ГАУГН.
  • Член редакционной коллегии издания серии "Памятники древнерусской мысли".

Исследовательские проекты:

  • Философско-логические методы исследования процессов творческого мышления, 2000-2002 (РФФИ);
  • Понятие границы биологической системы и ее формализация в контексте современной естественнонаучной парадигмы, 2001-2003 (РГНФ);
  • Философия сознания: перспективы развития и возможные ограничения, 2004-2006 (РГНФ);
  • Аналитическое наследие Львовско-Варшавской философской школы и современность, 2005-2007 (РГНФ-НАН Украины);
  • Проблема контекста в философской теории интерпретации, 2007-2009 (РГНФ);
  • Философские концепции Львовско-Варшавской школы и их современная интерпретация, 2009-2010 (РГНФ-НАН Украины);
  • Онтологические концепции в памятниках древнерусской письменности: реконструкция и интерпретация, 2009-2011 (В рамках программы фундаментальных исследований президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России").

Список научных публикаций:

 

Полностью>>

Монографии:

  • Когнитивная герменевтика, М., ИФ РАН, 2002, 10 а.л.;
  • Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии, социологии, М., ИФ РАН, 2004, 8.5 а.л.
  • Понимание и интерпретация. М.: Наука, 2008, 20,5 а.л.
  • Эволюция методов философской герменевтики, Saarbrücken. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011, 354 с.

Статьи:

  • Глобально-экологические проблемы и возможности их разрешения // Философские аспекты глобальных проблем современности. М., ИФ РАН, 1982 – 1 а.л.
  • Философский анализ специфики развития сложных систем // Исследования по диалектике познания. М., ИФ РАН, 1985. – 0.75 а.л.
  • Герменевтический круг и диалектика понимания // Герменевтика: история и современность / И.С. Нарский (ред.), М., Мысль, 1985. – 1.5 а. л.
  • Диалектика как основа понимания и объяснения в социальном познании. // Диалектика, методология, методы специальных наук. Обнинск. 1985. - 0,5 а. л.
  • Усложнение организации в процессе развития систем // Принцип системности в познании процессов развития. М., ИФ РАН, 1986. – 0.75 а.л.
  • Концепция самоорганизации и общая теория развития // Философская теория развития и научно-технический прогресс. М., ИФ РАН, 1986. – 0.8 а.л.
  • Методологические основы глобальной экологии – проблемы самоорганизации // Современная экологическая ситуация: познание и практика. М., ИФ РАН, 1987. – 0.75 а.л.
  • Практическая эпистемология и аргументация // Современная логика. Проблемы теории и истории. Спб., гриф СпбГУ, 2010. - 0,5 а. л.
  • Проблема предпонимания: эпистемологический контекст // Современные проблемы познания в социально-гуманитарных и естественных науках. Материалы Всероссийской научной конференции, 13-14 октября 2009. Воронеж: Изд. Полиграфический центр ВГУ, 2010. - 2 а.л.
  • Нуждается ли теория аргументации в философском обосновании? // РАЦИО.ru, 2010. №4. - 0,8 а.л.
  • Макс Шелер и его философская концепция предубеждения // Вестник ВГУ. Серия Философия 1(3), 2010. - 0,8 а.л.
  • Эпистемологический контекст проблематики предпонимания // Философия науки. Выпуск 15. М., ИФ РАН, 2010. - 1,4 а.л.
  • Элементы креативной эпистемологии. Идеи, концепции и теории творчества // Творчество: эпистемологический анализ. М.: ИФ РАН, 2011. - 1 а.л.
  • Символический интеракционизм и проблема понимания. // Философия науки. Выпуск семнадцатый. М., ИФ РАН. 2012. С. 113-127.
  • Метафизические границы и герменевтические горизонты эволюционной эпистемологии // Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тенденции. М. ИФ РАН, 2012. С.98-119.
  • Фантазия как когнитивный феномен. Фундаментальные основания творческого воображения и сознания // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Ивановский государственный университет. Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»». 2012. С.115-126.
  • Эволюционная эпистемология Майкла Рьюза // Эволюционная эпистемология. Антология. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив Humanitus ,2012. С.387-404.
  • Теория аргументации как «практическая философия» // Модели рассуждений -5. Аргументация, коммуникация, общество. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И.Канта, 2012. С.144-148.
  • Символический интеракционизм и рациональность // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М. Альфа-М., 2012. С.275-287.
  • Философия креативности: идеи, концепции и теории творчества // Эпистемология креативности. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.130-148. (1,3 а.л.) ( Гриф ИФ РАН, 520 с, 32,5 п.л., 1000 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-88373-331-3.);
  • Философия сознания как фундаментальная проблема эпистемологии // Сознание. Практика. Реальность. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.69-88. (1 а.л.) (Гриф ИФ РАН, 304 с., 15,1 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN, 978-88373-356-6.);
  • Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр в Москве. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. С.237-255. (1,7 а.л.) (Гриф ИФ РАН, 488 с, 27,34 п.л., 1000 экз., 84х108 1/32, ISBN, 978-5-88373-312-2.);
  • Шульга Е.Н., Букреева А.Н. Воплощение воображаемых образов в художественном творчестве // Воображение как эпистемологическая проблема. М., ИФ РАН. 2013. С.169-188.
  • Художественный образ как объект когнитивной герменевтики // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Иваново. 2013. С. 131-141. (0,75 а.л.) (Гриф Ивановский государственный химико-технологический университет; Ивановский государственный университет. 20,6 п.л., 310 экз. 60х84 1/16, ISBN 978-5-85229-470-8, www.ivanovo.ucoz.com);
  • Миропонимание русского народы эпохи раннего средневековья // Новгородика-2012. У истоков российской государственности: материалы IV междунар. Науч. Конф. 24-26 сентября2012 г. Ч.2 / сост. Д.Б. Терешкина, С.А. Коварская и др. Великий Новгород. 2013. С.108-128. (0,5 а.л.) (Гриф НовГУ им. Ярослава Мудрого. 411 с., 1000 экз., ББК 83 я43+63.3(2)633-68, Н72);
  • Интерсубъективные аспекты интерпретации  и понимания в коммуникативном процессе // Интерсубъективность в науке и философии / Отв. ред. Смирнова Н.М.). М., Канон +, 2013. С. 303-312. 
    • Шульга Е.Н. Интерсубъективные аспекты интерпретации и понимания в коммуникативных процессах // Интерсубъективность в науке и философии (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Канон+, 2014. С. 303-312. (1,4 а.л.).
    • Шульга Е. Н. Концептуальные основы философии сознания // Проблема сознания в междисциплинарной перспективе (отв. ред. В.А. Лекторский). М.: Канон+, 2014. С. 360-366. (0,6 а,л.).
    • Шульга Е.Н. «Наука о сложности»: философско-методологические основания // Логико-философские исследования (отв. ред. Ю.В. Ивлев). 2013-2014. Вып. 6. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С.274-289. (1 а.л.). Гриф МГУ им. М.В.Ломоносова, РАН.
    • Шульга Е.Н. Эпистемологические аспекты формирования миропонимания: от смыслообразования к моделированию образа мира // Опыт и смысл (отв. ред. Н.М. Смирнова). М.: Институт философии РАН, 2014. С.180-200. (1,3 а.л.).
    • Шульга Е.Н. Философия евгеники: обретения и потери // История медицины. Научно-практический журнал. 2014. № 1. С. 27-35. (на русском и английском языках). (1,1 а.л.).
    • Шульга Е.Н. Медицина в эпоху Ветхого Завета: из истории гигиены и библейской практики врачевания // История медицины. Научно-практический журнал. 2014. № 2 (2). С. 5-13. (на русском и английском языках). (1 а.л.).
    • Шульга Е.Н. Смыслообразование как эпистемологическая и герменевтическая проблема // Вестник гуманитарного факультета ивановского государственного химико-технологического университета. Иваново, 2014. С. 15-20.

Организационно-проектная деятельность:

  • Философия и логика Львовско-Варшавской школы, 1996-1997 (РГНФ);
  • Понимание и познание: когнитивная герменевтика, 1999-2000 (РГНФ);
  • Понимание и интерпретация: от искусства к теории, 2001-2003 (РГНФ);
  • Методология философской интерпретации, 2004-2006 (РГНФ).

Основные научные результаты:

Выявлены внутренние предпосылки развития исторических форм истолкования, реконструированы и рассмотрены методы истолкования и понимания как исторически (эволюционно) обусловленное многообразие способов овладения знанием. Учение о методе правильного понимания (протометоде) зародилось задолго до того, как герменевтика оформилась в определенную область знания со своим предметом исследования. Сравнительный анализ опыта истолкования различных (в том числе древнейших, восходящих к бесписьменной культуре) традиций истолкования показал, что существует определенная зависимость между типом понимания и приоритетным, принимаемым способом (или методом) интерпретации. Оба они - понимание и метод - подчиняются и/или принятой традиции истолкования, и/или зависят от уровня научно-теоретического знания, характерного для данной эпохи.

Обоснована идея преемственности методов понимания и интерпретации. При этом сохранение старых способов интерпретации и рассмотрение их с позиции универсальности, корректируется всякий раз в зависимости от типа понимания, наиболее характерного для каждой исторической эпохи.

Сравнительный анализ различных культурно-исторических и религиозных традиций истолкования священных текстов показал, что отношение к библейской традиции является одним из важных факторов возникновения различных подходов и многообразия методов интерпретации. Некоторые из этих методов оказываются приемлемыми для истолкования текстов любого содержания. Это свидетельствует об общей эволюционной направленности процесса познания и развития знания в направлении поиска наиболее общих понятий, идей или концепция. Осуществлен анализ различных концепции религиозного понимания и истолкования с целью выявления оснований, которые определяют эти различия. Так называемая религиозная герменевтика является хорошей методологической базой для выяснения условий интерпретации и дает богатый материал для обоснования эволюции философской герменевтики, нацеленной на выявление рациональных аспектов процесса понимания и связанным с ним методов интерпретации.

Показано, что в развитии герменевтики как теории интерпретации произошла троякая универсализация: во-первых, предмета понимания (от текста произносимого устно и написанного через сочинения и культуру до понимания человека и его мира); во-вторых, деятельности понимания (от практического умения истолкования, его канонов, искусства понимания, филологических приемом и методов гуманитарных наук до способа познания). В-третьих, универсализация самой герменевтики - от филологических правил и теории истолкования, вспомогательной области теологии или права до методов гуманитарных наук и эпистемологии и онтологии.

Введены критерии рациональности и предложена собственная типология рациональности, используемая для построения эпистемологической модели понимания. Выдвинута идея необходимости расширения области философской герменевтики за счет рациональных методов и теории интерпретации. Новое измерение рациональной герменевтики, возникшее благодаря развитию компьютерных технологий, способно послужить инструментом нахождения новых подходов и методов в решении задачи создания искусственного интеллекта.

Исследован фундаментальный уровень соотношения понимания и сознания, проанализировано понятие предпонимания, рассмотренное в связи с проблемой дискурса интерактивного анализа. Показано, что концепция предпонимания открывает для интерпретатора доступ к миру социальных смыслов со стороны понимания, а не переживания. Объектом понимания является интерактивный текст, артикуляция которого открывает необходимость последующих интерпретаций. При этом не структура восприятий, а структура смысла является ключом к формулированию интерпретативной теории предпонимания, описывающего социальный мир.

E-mail:

vasyukov@inbox.ru