Институт Философии
Российской Академии Наук




  Петровская Елена Владимировна
Главная страница » » Сектор эстетики » Сотрудники » Петровская Елена Владимировна

Петровская Елена Владимировна

Ученые степени

Кандидат философских наук, 1988.

 

Ученые звания

Старший научный сотрудник, 1997.

 

Сфера научных интересов

Современная философия; философия литературы и искусства; визуальная антропология.

 

Профессиональная деятельность

  • 2011 – по наст. вр. – заведующая сектором эстетики ИФ РАН;
  • 2003 – по наст вр. – ведущий научный сотрудник Института «Русская антропологическая школа» (РГГУ);
  • 2002 – по наст. вр. – главный редактор журнала «Синий диван»;
  • окт. 1997 – июнь 1998 – редактор журнала «Пушкин»;
  • 1997 – по наст. вр. – старший научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии, а ныне – сектора аналитической антропологии ИФ РАН;
  • 1991 – 1997 – научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии ИФ РАН;
  • 1990 – 1991 – младший научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии ИФАН СССР;
  • 1987 – 1990 – младший научный сотрудник Лаборатории философских проблем политики ИФАН СССР.

Исследовательские проекты

Участие в исследовательском проекте сектора «Авто-био-графия». 

 

Научные публикации

Книги:

  • Что остается от искусства (в соавт. с О. Аронсоном). М.: Институт проблем современного искусства, 2015. – 344 c. (Труды ИПСИ. Том II).
  • Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. – 384 с.
  • Теория образа. М.: РГГУ, 2010. – 284 с. 
  • По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции (в соавт. с О. Аронсоном). Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2009. – 230 с.
  • Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. – 112 с. 
  • Непроявленное. Очерки по философии фотографии. М.: Институт философии, Ad Marginem, 2002. – 208 с. 
  • Глазные забавы. М.: Ad Marginem, 1997. – 176 с. 
  • Часть света. М.: Ad Marginem, 1995. – 178 с. 

 

Составленные и отредактированные издания:

  • Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920-1930-х гг. Общая редакция и Предисловие. М.: ИФ РАН, 2012. - 128 с. 
  • Розалинда Краусс. Холостяки. Общая редакция и Предисловие. М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 144 с. 
  • Гертруда Стайн. Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке. Составление, общая редакция и послесловие («Словарь раскрепощенных ритмов») М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. – 608 с. 
  • Илья Кабаков, Борис Гройс. Диалоги (1990 – 1994). Общая редакция и вступительная статья. М.: Ad Marginem, 1999. – 192 с. 
  • Жан-Люк Нанси. Corpus. Составление, общая редакция и вступительная статья (пер. с фр. совместно с Е. Гальцовой; автор «Отрывков из беседы с Жан-Люком Нанси»). М.: Ad Marginem, 1999. – 256 с. 
  • Ad Marginem ’93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии Российской Академии наук. Редактор и автор предисловия («От редактора»). М.: Ad Marginem, 1994. – 424 с. (соредактор – Е.В. Ознобкина).
  • Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: РИК «Культура», 1993. – 208 с. (редактирование вместе с А.Т. Ивановым).

“The Fallacies and Inhibitions of the Present War”, www.usyd.edu.au/contretemps/issueone (Australia)

“Technical Arts and Reality: Status of the Referent in Photography and Cinema”, www.usc.edu/tympanum/4/ (USA)

“Boris Mikhailov: A New Metaphysician”, www.artmargins.com (13 June 2005; English version)

“The Anonymous Community”, www.kogni.narod.ru/community.htm

 

 

Избранные статьи за 2011-2014 гг.:

  • The Maidan as Multitude // Fieldsights – Hot Spots. Cultural Anthropology Online, by Nancy Ries. October 28, 2014.
  • Бессеребряная красота (пересечения кино и фотографии) // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. Иваново, 2014. С. 195–221.
  • Изображение и образ // THEORY&PRACTICE. 11.11.2013. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/7978-izobrazhenie-i-obraz.
  • Фундамент – пыль (Заметки о поэзии А.Т. Драгомощенко) // Новое литературное обозрение. 2013. № 121. С. 267–273. (ВАК, РИНЦ, ISSN 0869-6365, http://www.nlobooks.ru/node/3578).
  • «Ширпотреб определяет наше восприятие искусства» (интервью; записал Ф. Палванзаде) // THEORY&PRACTICE. 13.05.13. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/6896-filosof-elena-petrovskaya-shirpotreb-opredelyaet-nashe-vospriyatie-iskusstva.
  • Verloren in der Zeit. Boris Mikhailovs Studien des Sowjetischen // Boris Mikhailov. Bücher / Books / I.Schube (Hg.). Köln, 2013. S. 143–156. (ISBN 978-3-86335-303-2, http://d-nb.info/1031398457/04).
  • Boris Mikhailov: Towards a New Universality // Everything Was Moving: Photography from the 60s and 70s / Ed.: K.Bush. London: Barbican Art Gallery, 2012. P. 184–185.
  • Материя и память в фотографии. Новая документальность Б. Михайлова // Новое литературное обозрение. 2012. № 117 (5). С. 186–203.
  • Back to the Basics // Foam. International Photography Magazine. Spring 2012. № 30 Micro (Amsterdam). P. 185–188.
  • «Какая угодно» фотография // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э.Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 605–631.
  • Документ: факт и вымысел // Ex Cathedra: Современные методы изучения культуры: Сб. статей / Сост.: О.В.Гавришина, Ю.Г.Лидерман, М.С.Неклюдова, А.А.Олейников. М.: РГГУ, 2012. С. 207–218.
  • Этика и современное искусство (круглый стол) // Синий диван. 2011. № 16. С. 29–82.
  • Matter and Memory in Photography // The Archive as Project / Archiwum jako projekt / Ed. / red.: K.Pijarski. Warszawa: Archeologia Fotografii, 2011. P. 92–105 (на польск. яз.: P. 106–113).
  • Этика закона (М.К. Мамардашвили – Ж. Деррида) // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...». Материалы Международной конференции «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры». Москва, 9–11 декабря 2010 г. М.: Прогресс-Традиция, 2011. C. 236–246.
  • Искусство чувственных понятий // Ирина Нахова. Комнаты. М.: Московский музей современного искусства, Maier, 2011. С. 18–27 (на рус. и англ. языках).
  • Das Unübersetzbare in der Übersetzung // Kultur und/als Übersetzung. Russisch-deutsche Beziehungen im 20. und 21. Jahrhundert / Ch. Engel, B. Menzel (Hg.). Berlin: Frank & Timme, 2011. S. 319–338.
  • Вторжение и гостеприимство (Ж.-Л. Нанси и Ж. Деррида) // Философские науки. 2011. № 3. C. 108–115.
  • Сообщество: идея без истории // Интеллектуальный язык эпохи: история идей, история слов / Отв. ред. С.Н. Зенкин. М.: Новое литературное обозрение, 2011. C. 83–94.
Интервью, публикации в СМИ

 

Доклады и выступления

на конференциях, семинарах

  • «Иллюзия и реальность: борьба оптических стратегий». – Образовательная программа «По ту сторону медиума» (г. Калининград, Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 29-31 октября 2014).
  • «Фотография: гравитация демоса». – Международный коллоквиум «Нестандартная философия Франсуа Ларюэля» (Франция, г. Серизи-ла-Саль, Международный культурный центр Серизи-ла-Саль, сентябрь 2014). 
  • «Советское и постсоветское искусство: фигуры сопротивления» (лекция на англ. яз.). – Летняя школа русистики Сеульского государственного университета (Южная Корея) (г. Москва, июль 2014).
  • «Эстетика vs. искусство». – Регулярный научный семинар по проблемам теории искусства и эстетики под руководством О.А. Кривцуна в Институте теории и истории изобразительных искусств РАХ (г. Москва, март 2014). 
  • «Будущее как посредник или участник?». – Международная научная конференция «Футурологический конгресс» (г. Москва, «Гоголь-центр», Гёте-Институт, letterra.org, Венгерский культурный центр, Польский культурный центр, февраль 2014).
  • «Фотография: интернациональность vs. интенциональноcть» (лекция на англ. яз.). – Институт славистики при Инсбрукском университете (Австрия, г. Инсбрук, январь 2014).
  • «Борис Михайлов: возвращение домой». – Международная конференция, посвященная творчеству Бориса Михайлова (Украина, г. Харьков, теоретическая платформа юбилейной выставки «Unrespectable», ноябрь 2013).
  • «Бессеребряная красота (пересечения кино и фотографии)». – II Международная научная конференция «Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре – “Зеркало 2013”» (г. Иваново, июнь 2013).
  • «Боль повседневности». – Международная конференция XXI Большие Банные чтения «Неофициальная меморизация травматического опыта» (г. Москва, журнал «НЛО», апрель 2013).
  • «Искусство преходящего момента: антипроективная природа приговской утопии» (на англ. яз.). – Международная конференция «Утопия III: современное русское искусство и руины утопии» (Великобритания, г. Лондон, Институт искусства Курто, февраль 2013).
  • «Фундамент – пыль». – Философско-поэтический коллоквиум (всероссийский) «Поэзия против философии: памяти А.Т. Драгомощенко» (г. Санкт-Петербург, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, февраль 2013).
  • «Тело народа: сопротивление, вторжение, инакомыслие». – Четвертые международные приговские чтения (Государственный Эрмитаж, Международный фонд им. Д.А. Пригова, РГГУ, г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012).
  • «Суждение как действие». –Международная философская конференция «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения» (Художественный фонд «Московская биеннале», г. Москва, сентябрь 2012).
  • «Политика и культура: взгляд из России». –Международный семинар по глобальной культуре «В какой культуре мы живем?» (Цюрихский университет искусств, Швейцария, г. Цюрих, июнь 2012).
  • «Конец утопии? Время истории по Беньямину». – «Философия на перекрестке культур и дисциплин: наследие Вальтера Беньямина», международная конференция (НГЛУ им. Н. Добролюбова, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Россия (Нижний Новгород), июнь 2011).
  • «Символ у М.К. Мамардашвили. – «Symbolarium», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Россия (Москва), июнь 2011).
  • «Минимальные сообщества». – «Опыты сообщества», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Московский философский колледж, Россия (Москва), май-июнь 2011).
  • «Matter and Memory in Photography». – «Архив как проект. “Поэтика” и “политика” (фото)архива», международная конференция (Варшава, Фонд «Археология фотографии», май 2011).
  • «Авангард и запрет на изображение (реализм авангарда)». – «Художники и авангард: исторические и современные трансформации», международная конференция (Париж, Международный философский колледж, март-апрель 2011).

Аудио и видеоматериалы


Адрес персонального сайта

http://kogni.narod.ru/sotr.htm#petrovsk;

http://sinijdivan.narod.ru/index.htm