Институт Философии
Российской Академии Наук




  Петров Валерий Валентинович
Главная страница » » Сектор античной и средневековой философии и науки » Сотрудники » Петров Валерий Валентинович » Петров Валерий Валентинович

Петров Валерий Валентинович

  Публикации

 

 Монографии:

 

 

Переводы

  • Григорий Великий. Моралии на Иова XVI, 20 (25) – 24 (29), 31 (38) – 38 (47) (PL 75, 1133A–1134D; 1140A–1144C) и XVIII, 1 – 3 (PL 76, 37D–41D) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Европейская педагогика от античности до Нового Времени: исследования и материалы. Часть I (М.: Ин-т теор. педагогики, 1993), 108–121. 
  • Иоанн Скотт. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник ’94 (М.: Наука, 1995), сс. 224–248 [переизд. Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века (М.: Наука,  2006), сс. 384-403]. 
  • Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому. Положения 1–12, 16–17, 27–29, 32, 40 (фрагмент) / Пер. с древне-греческого и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник’ 95 (М.: Мартис, 1996), сс. 233–247. 
  • Фридугис. О тьме и ничто / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник’ 96 (М.: Наука, 1997), сс. 108–115 [переизд. Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века (М.: Наука,  2006), сс. 220-227]. 
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C] / Перевод с латинского и примечания В.В. Петрова // Философия природы в античности и в средние века. Часть 1 (М.: Институт философии, 1998), сс. 218-275.
  • Плутарх. О лике, видимом на диске луны / Пер. с древнегреческого Г.И. Иванова (1894) / Сверка и переработка перевода В.В. Петрова // Философия природы в античности и в средние века. Часть 2 (М.: Институт философии, 1999), сс. 8-13 [переизд. М.: Прогресс-Традиция, 2000, сс. 132-169]. 
  • Питер Браун. Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве / Пер. с англ. В.В. Петрова (М.: РОССПЭН, 2004), 208с.
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C] / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Философия природы в античности и в средние века (М.: Прогресс-Традиция, 2000), сс. 480-529. 
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I (фрагменты 446A-474B; 500C-524B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник 2000 (М.: Наука, 2002), сс. 65-134.
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 523D-545B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник 2003 (М.: Наука, 2002), сс. 91-121.
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 545B–562B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник 2004 (М.: Наука, 2005), сс. 40–68.  
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 562C–590D) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петрова // Puncta 1-2 [6] (М.: Институтсв. Фомы, 2006) , сс. 23-77.

 

Статьи:

 

       1993      

  • Педагогика Григория I Великого в 16 и 18 книгах Моралий // Европейская педагогика от античности до Нового Времени. Часть I. (М.: Ин-т теор. педагогики, 1993), 107-108.

 

        1995

  • К публикации Гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна Эриугены // Историко-философский ежегодник' 94 (М.: Наука, 1995), сс. 222-224. 
  • К публикации фрагментов из "Отправных положений к умопостигаемому" Порфирия // Историко-философский ежегодник' 95 (М.: Мартис, 1995), сс. 231-233.

 

        1997

  • Иоанн Скотт Эриугена и дворцовая церковь Карла Великого в Ахене // Вестник Международного Славянского Университета 2 (1997), сс. 26–31. 
  • Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса // Историко-философский ежегодник’ 96 (М. Наука, 1997), сс. 97–108. 
  • Anonymous Glossae to Bede’s De natura rerum and their Eriugenian Background [тезисы доклада] // Qu’est-ce que la philosophie au moyen âge?: der 10. Internationale Kongreß für mittelalterliche Philosophie vom 25. bis 30. August 1997 in Erfurt in Kurzfassungen [Acta Academiae Scientiarum 4 (1997)] / Hrsg. von Jan A. Aertsen und Andreas Speer. Erfurt: Akad. gemeinnütziger Woss. zu Erfurt, 1997, p. 274.

 

        1998

  • Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон // Философия природы в античности и в средние века. Часть 1 / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова   (М.: Институт философии, 1998), сс. 167-217.
  • Логика в системе каролингской науки // Вестник Международного Славянского Университета 4 (1998), сс. 27-31. 
  • The De Templo of Bede as the Source of an Ideal Temple Description in Eriugena’s Aulae Sidereae // Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 65, 1 (1998), сс. 97-106. 

 

        1999

 

        2000

  • Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра // Философия природы в античности и в средние века. Часть 2 ( М.: Институт философии, 1999), сс. 233-292 [переиздано: Прогресс-Традиция, 2000, сс. 530-591]. 
  • Тотальность природы и методы ее исследования в Перифюсеон Эриугены // Философия природы в античности и в средние века / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: Прогресс-Традиция, 2000), 417-479. 
  • Естествознание в эсхатологии раннего средневековья» (тезисы доклада) // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. Москва, 20-22 ноября 2000 г. (М.: ИВИ РАН, 2000), сс. 59-64.
  • Алкуин // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 86. 
  • Беда Досточтимый // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 227. 
  • Гинкмар Реймский // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 527.
  • Гонорий Августодунский // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 543. 
  • Готшалк // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 548-549.
  • Израиль из Сен-Максимина // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 91-92.
  • Иоанн Скотт (Эриугена) // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 146-148.
  • Исидор Севильский // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 156-157.
  • Кассиодор // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 226-227.
  • Манеголд из Лаутенбаха // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 490.
  • Марий Викторин // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 494.
  • Марциан Капелла // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 502.
  • Ноткер Лабеон // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 109.
  • Отло // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 176.
  • Пасхазий Радберт // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 208-209.
  • Рабан Мавр // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 392.
  • Ратрамн из Корби // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 420.
  • Ремигий из Осерра // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 442-443.
  • Фридугис // Новая философская энциклопедия, Т. 4 (М.: Мысль, 2010), 276. 

 

        2001

  • Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV- IX вв. // Диалог со временем 6 (2001), сс. 301-327. 
  • Астрономический элемент в религиозных представле-ниях поздней античности» (тезисы доклада) // Историческое знание и интеллектуальная культура. Материалы научной конференции. Москва, 4-6 декабря 2001 г. (М.: ИВИ РАН, 2001), с. 168. 

 

        2002

  • Theologia naturalis в эсхатологии Иоана Скотта // Философия природы в античности и в средние века. Часть 3 / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: ИФРАН, 2002), сс. 206-269.
  • Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта // там же, сс. 270-308. 
  • Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены // IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН) / Под ред. В.К. Шохина (М.: Синодальная Богословская комиссия, ИФ РАН, 2002), сс. 22-58.
  • Theoriae of the Return in John Scottus’ Eschatology // History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000 / Eds. James McEvoy and Michael Dunne (Leuven: University Press, 2002), 527-579. 
  • Иоанн Скотт о духовном теле // Учение Церкви о человеке. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 5-8 ноября, 2001 (М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2002), сс. 211-239 [переизд. Православное учение о человеке. Избранные статьи (М.: Синодальная Богословская комиссия; Клин: Христианская жизнь, 2004), сс. 197-225].
  • Quod est super omne nomen et omne verbum: Иоанн Скотт о богопознании в Перифюсеон I // Историко-философский ежегодник 2000 (М.: Наука, 2002), сс. 61-65.

 

        2003

  • Киннор и псалтерий: их репрезентация в исторической и кросс-культурной перспективе (тезисы доклада) // Межкультурный диалог в историческом контексте. Материалы научной конференции, 30-31 октября 2003 (М.: ИВИ РАН, 2003), с. 17.

 

        2004

  • Мир живых и святые мертвецы в раннем Средневековье: послесловие к Культу святых Питера Брауна // П. Браун, Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве / Пер. с англ. В.В. Петрова (М.: РОССПЭН, 2004), сс. 194-207.
  • Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы) // Диалог со временем 11 (2004), сс. 293-343; и 12 (2004), сс. 243-271.
  • К переводу Перифюсеон II, 523D–545B Иоанна Скотта // Историко-философский ежегодник 2003 (М.: Наука, 2004), сс. 87-90.
  • Тело воскресения в богословии Эриугены // Puncta 1-2 [4] (М.: Институт св. Фомы, 2004), сс. 6-35.
  • Ἁρπαγμός и ἅρπαγμα: критические замечания к статье о. Павла Флоренского “Не восхищение непщева (Флп 2:6-8)” // Диалог со временем 13 (2004), сс. 327-334. 

 

        2005

  • Учение о первоначальных причинах и библейская экзегеза в Перифюсеон 545B–562B Иоанна Скотта // Историко-философский ежегодник 2004 (М.: Наука, 2005), сс. 33–39.
  • Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души // Диалог со временем 15 (2005), сс. 37-50.
  • Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D – 1316A) Максима Исповедника // Богословские труды 40 (М., 2005), сс. 47-73. 
  • И скажут тебе рыбы морские. Три библейские глоссы Кентерберийской школы // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья (М.: ИМЛИ РАН, 2005), сс. 45-62.
  • О трудностях XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2005), сс. 147-271.
  • Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции // Там же, сс. 577–632.
  • Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта // Там же, сс. 633–756.
  • Eriugena on the Spiritual Body // American Catholic Philosophical Quarterly 79, 4 (2005), 597-610.
  • Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника // Puncta 3-4 [5] (М.: Институт св. Фомы, 2005), сс. 7-25. 

 

        2006

  • Когнитивная триада разумной души как образ божественной Троицы в Перифюсеон II, 562C–590D Иоанна Скотта // Puncta 1-2 [6] (М.: Институт св. Фомы, 2006), сс. 7-22.
  • Иоанн  Скотт о творении из ничего и вечности творения в Слове Божием // Историко-философский ежегодник 2006 (М.: Наука, 2006), сс. 58-76.
  • Иоанн Скотт о несуществовании зла // Проблема зла и теодиции. Материалы международной конференции 6-9 июня 2005 / Под общ. ред. В.К. Шохина. (М.: ИФРАН, 2006), сс. 140-152.

 

        2007

  • Логос сущего у Максима Исповедника: проблемы интерпретации // Философские науки 9 (2007), 112-128.
  • О трудностях к Иоанну XXXVI (PG 91, 1304D–1316A) Максима Исповедника в контексте предшествующей философско-богословской традиции // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1 (Москва: Изд-во ПСТГУ, 2007), сс. 99–109.
  • Учение о тонком теле души в эсхатологии Оригена и Дидима Александрийского // Богословская конференция Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви».  Москва, 14-17 ноября 2005 г. Материалы (Москва: Синодальная Богословская Комиссия, 2007), сс. 266-278.
  • Когнитивные способности и иерархия бытия в философии поздней античности и раннего средневековья // Puncta 1-2 (2007), сс. 22-39.

 

        2008

 

        2009

 

        2010

 

        2011

  • С(игизмунд) К(ржижановский) | К(расный) С(нег) // Toronto Slavic Quarterly 35 (2011), с. 112-185.
  •  Философия – это то, что структурирует человеческое бытие. Беседы с Люком Бриссоном // Философский журнал 2 [7] (2011), с. 59-77.

 

        2012

  • История Невольного переулка: к рассказу С.Д. Кржижановского // Toronto Slavic Quarterly 41 (2012), 85-102.
  • Сигизмунд Кржижановский. Невольный переулок (пачка писем - от одного лица разным адресатам) / Подготовка текста к публикации и прим. В.В. Петрова // Toronto Slavic Quarterly 41 (2012), 103-128.
  • Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в Ареопагитском корпусе // Богословские труды 43-44 (2012), с. 305–341.
  • Эсхатология Беды Досточтимого и естественная философия его времени // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Под общ. ред. М. С. Петровой (М.: ИВИ РАН, 2012), с. 102-114. 
  • Семь писем из Невольного переулка: к публикации рассказа С. Д. Кржижановского // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). Под общ. ред. М. С. Петровой (М.: ИВИ РАН, 2012), с. 205-218.
  • Сигизмунд Кржижановский. «Невольный переулок».  / Подготовка текста к публикации и прим. В. В. Петрова // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Под общ. ред. М. С. Петровой (М.: ИВИ РАН, 2012), с. 219-236.
  • Plato’s Phaedrus and Neoplatonic Teaching on Dissimilar Symbols and Sacred Fiction in the Corpus Areopagiticum // Byzantine Theology and Its Philosophical Background. Ed. Antonio Rigo [Studies in Byzantine History and Civilization, 4] (Turnhout: Brepols, 2011), p. 32-49.

       

        2013

  • Платон и его учение у Сигизмунда Кржижановского (1887-1950) // Логос 6 [90] (2012), 58-84.
  • Ὑφίστημι и ὑπάρχω в “О трудностях у свв. Дионисия и Григория” прп. Максима Исповедника // ΧΧΙΙ Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Том 1 (М.: Изд-во ПСТГУ, 2012), 299-306.
  • ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ: новые подходы к древней традиции // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по историии платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова (М.: Кругъ, 2013), 13-36.
  • Σύμβολα и συνθήματα в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла // Там же, 220-225.
  • Многосветлая цепь: Солнце в позднеантичном платонизме и “Ареопагитском корпусе” // Там же, 240-263.
  • Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в “Ареопагитском корпусе” // Там же, 264-308.
  • Теология символа у Карла Ранера и Герберта Форгримлера // Там же, 309-317.
  • Ὑπάρχω и ὑφίστημι в “О трудностях” Максима Исповедника // Там же, 338-375.
  • Трансформация античной онтологии в «Ареопагитском корпусе» и у Максима Исповедника // Там же, 376-393.
  • Платон и его диалоги в текстах Сигизмунда Кржижановского // Там же, 674-720.
  • «Афины и Шартр»: беседы с Эдуардом Жоно // Там же. С. 581-629.
  • «Философия — это то, что структурирует человеческое бытие...»: беседы с Люком Бриссоном, Там же, 630-654.

 

        Переводы и редакторская работа:

  • Йозеф Матула. Фома Аквинский и его критика учения Авемпаче об уме / Пер. с англ. В.В. Петрова // Там же, 394-406.
  • Эмманюэль Фальк, «Феноменологическая практика и средневековая философия. I. Fons signatus: запечатанный источник. II. Бог-феномен: Иоанн Скотт (Эриугена)». Перевод А. В. Серёгина, под редакцией В. В. Петрова, Там же, 505-580.

 

        2014

  • Bede’s Eschatology and the Natural Philosophy of His Time,” Czech and Slovak Journal of Humanities. Philosophica (Palacký University, Olomouc) 2 (2013), 104-111.
  • Петров В.В. Вторая речь Сократа из Федра Платона как фон для литургической метафизики Ареопагитского корпуса // Платоновские исследования. Вып. 1. М.: РГГУ, СПб.: РХГА, 2014. С. 296-311.
  • Бытие и логика в философской прозе Сигизмунда Кржижановского // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2 / Отв. ред. М.С. Петрова. М.: Аквилон, 2014. С. 340-372.
  • Издания Центра античной и средневековой философии и науки ИФ РАН // Философские науки. 2014. № 5. С. 150-155.

 

        2015

  • “Океан бытия, жизни и разума” в философской, мистической и психоаналитической традициях // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 191-248.
  • Реальность как переживание в философской прозе С.Д. Кржижановского // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 249-271. 
  • Когнитивная психология в позднем античном и раннем христианском неоплатонизме // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 595-617. 
  • Гнозис у Максима Исповедника // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 618-640.
  • Фридрих Ницше и вечное возвращение // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 773-879. 
  • “Ареопагитский корпус” как модель успешного преодоления религиозных и цивилизационных различий через их синтез (на примере учения о символе) // Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационное измерение / Отв. ред. А.В. Смирнов. М. Языки славянской культуры, Знак, 2015. С. 67-112.
  • Аристотелевская традиция о текучести и преемственности вечно изменчивых живых тел индивидов // Диалог со временем 2015. № 52. С. 82-92.
  • Аристотель и Александр Афродисийский о росте и растущем // ΣΧΟΛΗ 2015. № 9 (2). С, 394-402.
  • Ареопагитский корпус как интертекстуальный проект // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 56-75.