Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мотрошилова Неля Васильевна
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Мотрошилова Неля Васильевна

Мотрошилова Неля Васильевна

Мотрошилова Неля Васильевна

Мотрошилова Неля Васильевна, главный научный сотрудник Института философии РАН.

 

 

Год и место рождения

 

21 февраля 1934 г., с. Староверово Харьковской области, Украинская ССР.

 

 

Образование

 

Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1956.

 

 

Ученые степени

  • Доктор философских наук, 1970: «К проблеме социальной обусловленности познания (из истории философии XVII–XVIII вв.)» (ИФ АН СССР).
  • Кандидат философских наук, 1963: «Критика идеалистических теорий активности субъекта (на примере феноменологии Э. Гуссерля и социологии познания)» (ИФ АН СССР).

Ученые звания

  • Профессор (1975);
  • Почетный профессор Ивановского энергетического университета (2006).

 

Профессиональная деятельность
  • Главный научный сотрудник Института философии РАН, в настоящее время;
  • Заведующая отделом историко-философских исследований Института философии РАН, 1986–2013;
  • Заведующая сектором истории западной философии Института философии РАН, 1986–2013;
  • Ведущий (старший, младший) научный сотрудник ИФ АН СССР, с 1962 года.
  • Всесоюзная библиотека иностранной литературы, научный сотрудник 1958–1959.

Сфера научных интересов

  • История философии (немецкая классическая философия; феноменология; экзистенциализм; отечественная философия XIX–XX в.).
  • Cоциальная философия.
  • Теория познания.
  • Социология познания и науки.

 

Педагогическая деятельность

МГУ им. М.В.Ломоносова – 1970-е годы. Московский инженерно-физический институт (МИФИ) – вторая половина 70-х годов. 3-й Медицинский институт – 1993–2006. Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН, ГАУГН) – с основания по настоящее время:

  • Западноевропейская философия.
  • Немецкая классическая философия.
  • Феноменология и экзистенциализм.

Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) – вторая половина 1980-х годов:

  • Фрейдизм.

Аспиранты и докторанты

(2003–2013)

Подготовлены к защите 27 аспирантов (среди них М.Быкова, А.Кричевский, В.Малахов, А.Мельвиль, И.Михайлов, Ю.Синеокая, Т.Дмитриев, В.Миргородский, Э.Буциниеце, Ю.Розенвалд и др.)

 

Научное руководство (2013):

  • В 2013 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «история философии» Сидорин Владимир Витальевич. Тема диссертационного исследования: «Интерпретация гегелевской диалектики в философии В.С.Соловьева». Дата защиты: 26 ноября 2013 г.

 

Учебники, учебно-методические пособия и программы

  • История философии: Запад–Россия–Восток: Учебное пособие для студентов вузов: В 4 кн. / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1995–1999 (кн. 3–4 совместно с А.М.Руткевичем).

          Кн. 1. Философия древности и средневековья. 1995, 1996, 2000. – 480 с. Содержание  (pdf)
          Кн. 2. Философия XV–XIX вв. 1997, 1998. – 560 с. Содержание   (pdf)
          Кн. 3. Философия XIX–XX вв. 1996, 1998. – 448 с. Содержание 
          Кн. 4. Философия XX века. 1999. – 448 с. Содержание  (pdf)

Учебник посвящен комплексному изложению наиболее значительных достижений западной, восточной, русской философии от древности до наших дней в их специфике и единстве.
Философия различных регионов и эпох рассмотрена как важнейшая интегральная часть цивилизационного развития, духовной жизни человечества. Подчеркивается единство истории философии как процесса развития духа с историей цивилизации, как процессом развития общества и культуры. Западная и восточная цивилизации – эти особые целостные исторические формообразования, объединявшие способы практической деятельности, нормы духа, - уже в отдаленные времена, когда они совсем или мало не взаимодействовали друг с другом, породили наделенные неповторимыми чертами типы культуры. В учебнике демонстрируется неснимаемая антиномия историко-философского процесса – напряженное противоречие между неповторимым своеобразием продуктов этого процесса, его конкретно-исторических, региональных, национальных, личностно-индивидуальных форм и его неуклонным превращением в преемственный процесс взаимодействия различных традиций, вместе представляющих единство мировой философии.

Москва: Академический проект, 2012. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

  • История философии. Программа углубленного изучения. М.: Феноменология–Герменевтика, 2002 – ответственный редактор (совместно с Э.Ю.Соловьевым и И.А.Михайловым). Автор разделов: «Философия Нового времени» (совместно с Т.А.Дмитриевым), «Общая характеристика немецкой классической философии», «Кант», «Кьеркегор», «Ницше», «Шопенгауэр».

Исследовательские проекты

  • «Э.Гуссерль в Галле: рождение феноменологического проекта», грант РГНФ (№ 10-03-00218а), 2010–2012.
  • «Поздние этапы развития феноменологии Эдмунда Гуссерля (10-е–30-е годы XX в.», грант РГНФ (№ 06-03-00051а), 2006–2008.
  • «Феноменология Э.Гуссерля – раннего, среднего и позднего периодов», грант РГНФ, 1998–2000.
  • «Перекличка философских идей России и Запада», грант РФФИ, 1997–1998.

Публикации



































































































КНИГИ

Монографии


  • Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. М.: Академический проект, 2013. – 526 с.
Новая книга Н.В. Мотрошиловой сочетает в себе рассказ о личностных чертах и нелегких судьбах двух выдающихся мыслителей XX века – Мартина Хайдеггера (1889–1976) и Ханны Арендт (1906–1975) с анализом трудного рождения, развития и существенного преобразования их идей и конепций. В центре первых частей книги – встреча 36-летнего профессора университета в Марбурге М.Хайдеггера и его 19-летней студентки Х.Арендт, их краткий роман и расставание, вплетенные в повествование о преднацистском, нацистском и военном периодах истории Германии и всего мира. Вторая часть книги повествует о послевоенном личностном и философском общении М.Хайдеггера, прошедшего через наказания за его нацистские прегрешения и вновь обретшего статус выдающегося мыслителя, и Х.Арендт, изгнанной нацистами из Европы в США и ставшей виднейшим социальным философом. Анализ взаимоотношений двух мыслителей позволяет автору более глубоко и полно раскрыть базовые идеи и позиции героев книги.
Рецензии на книгу:


  • Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и западная мысль. М.: Академический проект, 2012. – 376 с.
Монография Н.В. Мотрошиловой является продолжением ее исследований взаимодействия российской и зарубежной философской мысли. Книга содержит анализ истории отечественной философии 50-80-х годов ΧΧ века методами социологии философского познания. Применяется также методологическое различение трех уровней развития общества цивилизации, эпохи, исторической ситуации, что позволяет выявить социально-исторические факторы и структуры, непосредственно или опосредованно влиявшие на развитие философии. В истории российской мысли данного периода выявлено наличие антиномии между существовавшим господством официальной идеологии (догматизированного марксизма-ленинизма) и развитием исследовательской мысли, постепенно оформлявшейся в различных областях и разделах отечественной философии – как под влиянием новаторских исследований философов, принадлежавших к неофициальному сообществу, так и тенденций мировой, в частности,  западной философии.
  • Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов.  М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. – 480 с.
В книге дается философско-категориальный анализ понятий «цивилизация» и «варварство» – с опорой как на историю философской мысли, на социальную философию, так и на осмысление литературы из других общественных наук. Исследованы те надбиологические программы индивидуальной жизнедеятельности, а также внеиндивидуальные бытийные формы, механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции – сохранение, преемственность, развитие человеческого рода. Вместе с тем, выявлены коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в её истории. Варварство рассмотрено как «наследственный код» (относительно) молодой человеческой цивилизации, а в особенности как оборотная сторона современной цивилизации. Специальные главы посвящены исследованию состояния современной России в свете проблем цивилизации и варварства, в аспекте цивилизационного отставания России. Вместе с тем показано, что ряд сложных проблем отечественного развития порожден общими кризисными явлениями современной цивилизации.Один из разделов книги привлекает внимание к глобализационным тенденциям современной цивилизации, к их противоречивому развертыванию, а также к философским, в частности, ценностным аспектам и дискуссиям вокруг проблем единства Европы. Особый акцент сделан на прояснении понятия и создании современной концепции гражданского общества.
Рецензии на книгу:
  • Малер А.М. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+, 2010. – 480 с. // Философские науки. 2011. № 6. С. 152–157. – (PDF)
  • Степин В.С., Мамчур Е.А. К выходу книги Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (беседу вел А.Малер) // Философские науки. 2011. № 6. С. 145–151. – (PDF)
  • Аркадий Малер. Философия против нового варварства. Рецензия на кн. Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (М.: Канон+, 2010) // Литературная газета. 2010. № 16–17.
  • Мераб Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. – 320 с.
В книге собраны статьи, эссе, тексты выступлений, посвященных философу Мерабу Константиновичу Мамардашвили (1930—1990), которые были написаны автором в разные годы. Анализируются работы Мамардашвили, посвященные Декарту, Канту, Прусту, Гуссерлю. Философия Мамардашвили рассматривается как оригинальная форма феноменологии, поставившая в центр внимания феномены воспоминания, любви и смерти. Особенность данного издания, – прилагаемый к книге CD-диск с архивной записью двух лекций М.К. Мамардашвили из курса лекций о Канте, который он прочел весной 1982 года в Институте психологии (в печатном виде этот курс известен как «Кантианские вариации»).
Рецензии на книгу:
  • Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк). М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 478 с.
Содержание.
Рецензии на книгу:
  • Билфелд З. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 145–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 151–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Соловьевские исследования. 2007. № 1(14). С. 260–273.
  • Маслин М.А. Размышления о судьбе русской философии на Западе (рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2006) // Вестник Московского университета. Сер. Философия. 2007. № 1. С. 108–114.
  • Гальцева Р. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Новый мир. 2007. № 2.
  • Новикова Л.И. Рецензия на кн. Н.В.Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов)». М.: Республика; Культурная революция. 2006 // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 176–180.
  • Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология–Герменевтика, 2005. – 568 с.
В книге представлены статьи, очерки, эссе, посвященные широкому спектру проблем мировой философской мысли – от античности до современной западной философии. В сборник включены 14 работ, среди них: «Гуссерль и Кант: проблема трансцендентальной философии» (1974), «Современные исследования философии Гегеля: новые тексты и проблемы» (1984), «Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера» (1989), «Вычленение и анализ предметностей сознания в феноменологии Э. Гуссерля» (1991), «О лекциях Юргена Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции» (1992), «Картезианские медитации Гуссерля и Картезианские размышления Мамардашвили» (1995). Книгу открывает статья академика А.А.Гусейнова «Н.В.Мотрошилова и философы-шестидесятники».
  • «Идеи Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология–Герменевтика, 2003. – 716 с. – ISBN 5-94478-006-1
Содержание, фрагменты из книги.
Данная книга, посвященная одному из самых значительных сочинений Эдмунда Гуссерля, – первое в отечественной литературе систематическое современное исследование созданной этим немецким философом дисциплины, трансцендентальной феноменологии. Обширный биографический материал, подробное разъяснение основных понятий, проблем и методов гуссерлевской философии позволяет предложить это издание тем, кто впервые знакомится с феноменологией, а также тем, кто занимается ее исследованием. Для философов, логиков, психологов, лингвистов и всех интересующихся анализом сознания.
Книга признана «Книгой года 2003» по материалам «НГ-Ex libris» (Независимая газета).
Рецензии на книгу:
  • Черняков А.Г. Черный квадрат. О книге Н.В.Мотрошиловой «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 160–176.
  • Доброхотов А.Л. В поисках утраченного смысла. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Новый мир. 2004. № 4.
  • Елена Ознобкина. Честность философа. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003 // Синий диван. 2004. № 5.
  • Гуревич П.С. Новые книги наших коллег: Мотрошилова Н.В. «Идеи 1» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003. – 720 с. – 1000 экз. // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. № 3. С. 316–321.
  • Рождение и развитие философских идей. М., 1991 (частично переведена на китайский язык).
  • Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
  • Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. М.: Наука, 1984. – 352 с.
  • Наука и учение в условиях современного капитализма. М., 1976 (переведена на болгарский язык)
  • Познание и общество. Из истории философии XVIIXVIII вв. М., 1968 (книга переведена на японский язык, частично – на итальянский).
  • Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1967.

 

Коллективные монографии и сборники статей

(ответственный редактор)

  • История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2014. – 368 с.
  • «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Мераб Константинович Мамардашвили. Серия «Философия России второй половины XX века». М.: РОССПЭН, 2009. 
  • Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008.
  • Иммануил Кант: наследие и проект. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007 (совместно с В.С.Степиным).
  • Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта / Перевод с нем. А.К.Судакова, научый редактор перевода и вступ. ст. Н.В.Мотрошилова; ред. Т.Б.Длугач. М.: Культурная революция, 2007.
  • Иммануил Кант. Собрание сочинений на немецком и русском языках: В 5 т. М.: Кami; Наука (1994–2014).
  • Simon L. Frank. Werke in acht Bänden / Herausgegeben von Peter Schulz, Peter Ehlen SJ, Nikolaus Lobkowicz, Leonid Luks. Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis / Mit einer Einführung der Herausgeber und einem Vorwort von Nelly Motrošilova. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2000.
  • Фридрих Ницше и философия в России. СПб.: РХГИ, 1999 (совместно с Ю.В.Синеокой).
  • Zum Freiheitsverständnis des Kantischen und nachkantischen Idealismus. Neuere Arbeiten russischer Autoren / Hrsg. von Nelli Motroshilowa. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Wissenschaft, 1998.
Die in diesem Band enthaltenen Arbeiten russischer Autoren gehen alle der Frage nach, was Kant und/oder Hegel zu einem Freiheitsverständnis beitragen können, das es in Rußland nach dem Zusammenbruch des sowjetischen Gesellschaftssystems zu entwickeln gilt. In der Varietät ihrer Sichtweisen manifestieren sie, daß diese Frage nicht nur viele Facetten hat und je nach Präferenzen des einen oder anderen Autors mit verschiedenen Kontexten westeuropäischer Philosophie verbunden werden kann, sondern auch je nach Einstellung zur Geschichte Rußlands auf ganz unterschiedliche, ja entgegengesetzte Weise beantwortet sein will.
  • Бессмертие философских идей Декарта. М.: ИФ РАН, 1997.
  • Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
  • Studien zur Geschichte der westliche Philosophie. Elf Arbeiten juengerer sowjetischer Autoren / Hrsg. von Nelly Motroschilova. Fr. am M.: Suhrkamp, 1986.

 

 

Международный проект по изданию сочинений Иммануила Канта

на русском и немецком языках


Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. Москва: Кami; Наука; Канон+РООИ Реабилитация, 1994–2014.

  • Т. I. Трактаты и статьи (1764–1796). М.: КАМИ, 1994. издатель/Editor совместно с Б. Тушлингом; автор вступительной статьи, подготовка научного аппарата (совместно с Длугач Т.Б.). – ISBN 5-86187-022-5.
  • Т. II. Кн. 1–2. Критика чистого разума / Под ред. Н.В.Мотрошиловой, Б.Тушлинга, Т.Б.Длугач, У. Фогеля. М.: Наука, 2006; новая редакция перевода и комментарий.  Книга 1. – 1081 с. – Книга 2. – 936 с. – ISBN 5-02-034318-8, 5-02-034323-4.

Часть 1 включает второе переработанное самим автором издание «Критики чистого разума» – главного произведения Канта. Параллельно с текстом на немецком языке дается его перевод на русский язык. Часть 2 содержит те части текста первого издания «Критики чистого разума» (1781), в которых есть отличия от соответствующих частей второго издания (1787). Текст, который начинается с раздела «Антиномия чистого разума», в обоих изданиях, в сущности, идентичен. Поэтому мы публикуем его только в первом полутоме.

Данное издание по своему объему не имеет прецедента в мировом кантоведении. Предназначено для всех, кто углубленно работает над произведениями Канта или интересуется его философией.

  • Т. III. Основоположение к метафизике нравов. Критика практического разума. М.: Наука, 1997.
  • Т. IV. Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения». М.: Наука, 2001. – (совместно с Т.Б.Длугач, Б. Тушлингом, У. Фогелем), автор вступительной статьи (совместно с Т.Б.Длугач), новая редакция перевода и комментарий.

Статьи (2010-2016)

СТАТЬИ

на русском языке (за последние годы):


2016

2015

  • «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 131–162. (1,8 а.л.)
  • Наталия Автономова: Штрихи к философскому портрету / Топосы философии Наталии Автономовой. М.: РОССПЭН. 2015. С. 19–42. (1,5 а.л.)

2014

2013

  • Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011–2013 гг.) // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 22–38.
  • Удивительная актуальность идей Руссо о “le contrat social” // Историко-философский ежегодник'2012. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. С. 191–224. – (PDF)
  • М.К.Петров как социолог науки // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ΧΧ века: идеи М.К.Петрова. Материалы ΧΧVI Петровских чтений. Ростов-на-Дону, 2013. C. 74–79.
  • Реальные факторы научно-исследовательского труда и измерения цитирования // Управление большими системами. Сб. трудов. Спец. выпуск 44: Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / Под ред. Д.А.Новикова, А.И.Орлова, П.Ю.Чеботарева. М.: ИПУ РАН, 2013. С. 434–455.
  • Цивилизационный подход к модернизации современного Китая // Цивилизация и модернизация. Материалы российско-китайской конференции 29–31 мая 2012 года. М.: ИФ РАН, 2013. С. 28–31.
  • Эдмунд Гуссерль о «чистой геометрии»: новый тип исторического понимания науки // Ежегодник феноменологической философии. III. М.: РГГУ, 2013. С. 131–171.
  • Г.Кантор и Э.Гуссерль: взаимодействие идей // Horizon. Феноменологические исследования. 2013. № 2 (1). C. 7–27.
  • Германия: путевые заметки // Философские науки. 2013. №1. С. 71–81.
  • Культура и цивилизация в фокусе системной философии науки // Вестник Российской Академии наук. 2013. Т. 83. № 2. С. 177–183.

2012

  • Учение Юма сквозь призму критицизма Канта // Дэвид Юм и современная философия / Под ред. И.Т.Касавина. М.: Альфа-М, 2012. С. 120–127.
  • О реальных факторах, объясняющих неоправданность истолкования показателей цитирования как точных инструментов оценки эффективности научно-исследовательского труда // Измерение философии: Об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / Отв. ред. А.Рубцов. М.: ИФ РАН, 2012.
  • Ханна Арендт. Судьбоносная встреча с Хайдеггером // Сократ. Журнал современной философии. 2012. № 4.
  • Синтез гносеологии и социокультурного исследования знания, познания, сознания как ракурс творчества В.А.Лекторского // Человек в мире знания. К 80-летию В.А.Лекторского / Сост. Н.А.Автономова, Б.И.Пружинин. М.: РОССПЭН, 2012. С. 193–222.
  • Цивилизационный подход в программах модернизационного рывка современного Китая // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 5–16.
  • Система РИНЦ применительно к философским наукам // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 3–17.

2011

  • Социокультурный контекст 50–80-х гг. XX в. и феномен Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба». М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  • Символика трех «К» (Картезий, Кант, Кафка) в философии Мераба Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба». М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  • Социокультурный контекст 50–80-х годов XX века и феномен Мамардашвили // Ценности и смыслы. 2011. № 7. С. 54–72.
  • «Социальная эпистемология»: новые проблемы, дискуссии и дихотомии // Ценности и смыслы. 2011. № 5. С. 5–31. – (PDF)
  • Чернобыль, Фукусима – что дальше? Философский репортаж из Германии // Философские науки. 2011. № 6. С. 5–24. – (PDF)
  • Вспоминая Юрия Леваду // Памяти Юрия Александровича Левады / Сост. Т.В.Левада. М.: Карпов Е.В., 2011. С. 151–157.
  • Характер и масштабы нарушения цивилизационных норм в современной России (заметки и впечатления) // Вестник аналитики. 2011. № 2(44). С. 15–20.
  • Недоброкачественные сегменты наукометрии // Вестник Российской Академии наук. 2011. Т. 81. № 2. С. 134–146.
  • Кривые зеркала, отражающиеся друг в друге: недоброкачественные сегменты наукометрии // Наука. Инновации. Образование. 2011. № 10. С. 93‒112.

2010

  • Создание Р.Мертоном классических парадигм социологии науки: взгляд из XXI века // Социология науки и технологий. Специальный выпуск к 100-летию со дня рождения Роберта Мертона / Отв. ред. Н. Ащеулова. 2010. Том 1. № 4. С. 43–81 (резюме на англ. С. 79–81). (PDF)
  • Научно-технические инновации и их цивилизационные предпосылки // Философия познания. К юбилею Л.А.Микешиной / Под ред. Т.Г.Щедриной. М.: РОССПЭН, 2010. С. 66–95.
  • Богатство идей и актуальность «Феноменологии духа» Гегеля // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. С. 7–32.
  • «Феномен», «явление», «гештальт»: терминологические и содержательные проблемы «Феноменологии духа» в соотнесении с философией Канта // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. С. 73–101.
  • С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма: сборник научных трудов к 60-летию А.Л.Доброхотова / Под ред. И.А.Болдырева. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 173–206.
  • Ранний Гуссерль и неокантианство: размежевание с Ф.А.Ланге в «Философии арифметики» // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / Под ред. И.Н.Грифцовой, Н.А.Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. С. 103–117.
  • Освобождаясь от стереотипов «модернизации» и «онтологизации» в истории философии // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция. 2010. С. 119–135.
  • Памяти Профессора // Валентин Фердинандович Асмус / Под ред. В.А.Жучкова, И.И.Блауберг [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН, 2010. С. 61–67.
  • Слово о Грушине // Открывая Грушина / Сб. ст. М.: МГУ. 2010.
  • Проблемы цивилизации и варварства в свете междисциплинарного диалога философии и биологии / В диалоге участвуют Н.В.Мотрошилова и В.С.Репин // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 46–56.


на иностранных языках:

 

  • Nelly V. Motroshilova. The Civilizational Approach to Modernization in Contemporary China // Civilization and Modernization. Ed. by Chuanqi He, Nikolay .Lapin. USA, World Scientific, 2015. (1 а.л.)
  • Nelly Motroshilova. Supplement to the study of Martin Heidegger’s “Black Notes”: on the reform of university // Elmi əsərlər, Scientific works. 2014. №2 (23). pp. 93-105. (0,5 а.л.)
  • Hannah Arend’s interpretation of the realms of being-together with-others (in comparison to Heidegger’s teaching) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 35‒44.
  • Jürgen Habermas on the crisis of the european union and the concept  of solidarity (2011‒2013) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 45‒69.
  • On Heidegger’s Blake Notebooks: or, why has the publication of volumes 94-96 of Martin Heidegger’s collected works caused a sensation? // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 70‒86.
  • Self-reflection and self-criticism: E. Husserl’s "Afterword to ideas pertaining to a pure phenomenology..." // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 17‒34.Kants «Metaphysik der Sitten» im Kontext der russischen Kant-Rezeption und Übersetzungen // Philosophische Schriften. 2013. Bd. 79: Kants «Metaphysik der Sitten» in der Diskussion. Hrsg. von Werner Euler und Burkhard Tuschling. S. 11–19.
  • The Synthesis of Gnoseology with the Sociocultural Study of Knowledge, Cognition, and Consciousness // Russian Studies in Philosophy. Summer 2013. Vol. 52. No. 1. P. 10–39.
  • On Merab Mamardashvili's Dialogue with Jean-Paul Sartre // Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 1. P. 74–95.
  • Barbarity as the Reverse Side of Civilization // Diogenes. 2009. Vol. 56. No. 2–3. P. 72–83.
  • An Establishment Like the Institute of Philosophy Is Unique // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 48. № 1 (Summer 2009). P. 68–82.
  • We Need to Elaborate More Boldly the Civilizational Aspects of Democracy // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 47. No. 4 (Spring). P. 33–44.
  • Phänomen, Erscheinung, Gestalt – terminologische und inhaltliche Probleme von Hegels Phänomenologie des Geistes in ihrem Bezug zur Philosophie Kants // Phänomen und Analyse. Grundbegriffe der Philosophie des 20. Jahrhunderts in Erinnerung an Hegels «Phänomenologie des Geistes» (1807). Würzburg: Koenigshausen&Neumann, 2008. S. 107–134.
  • Kants Konzept des «ewigen Friedens» und des Staatenbundes: seine aktuelle Bedeutung // Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008. S. 105–125.
  • Kritik des 20. Jahrhunderts am ontologischen Projekt Christian Wolffs // Christian Wolff und die europäische Aufklärung. Akten des 1. Internationalen Christian-Wolff-Kongresses, Halle (Saale), 4-8. April 2004. Teil 2 / Hrsg. von Jürgen Stolzenberg und Oliver-Pierre Rudolph. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms Verlag, 2007. S. 311–318.
  • Paradoxien der Freiheit in der Philosophie Kants: Ihre aktuelle Bedeutung // Kant zwischen West und Ost / Kant mezdu Zapadom i Vostokom. Материалы международной конференции. Ч. 1. Калининград, 2005. S. 24–38.
  • Ideas for a united Europe: philosophical traditions and modernity. Parts 1–2 // Social Sciences. 2005. T. 36. № 2–3. P. 3–21; 4–19.
  • Gustav Shpet’s work «Appearance and meaning» in the development of russian phenomenology // Russia and Phenomenological Tradition. St. Petersburg, 2005.
  • Kant in Rußland. Bemerkungen zur Kant-Rezeption und -Edition in Rußland anläßlich des Projektes einer deutsch-russischen Ausgabe ausgewaehlter Werke Immanuel Kants // Kant-Studien. 2000. № 91. S. 73–95.
  • Die Bedeutung von Semën Franks «Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begriffligen Erkenntniss» // Simon L. Frank. Werke in 8 Bänden. Herausgegeben von Peter Schulz, Peter Ehlen SJ, Nikolaus Lobkowicz, Leonid Luks. Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2000. S. 55–72.
  • The Principle of Systematicity in Hegel's Science of Logic // Russian Studies in Philosophy. 1999. Vol. 39. No. 1. P. 9–27.
  • Jaspers und Heidegger: Das Herangehen an die Erziehungsproblematik // Jahrbuch der Österreichischen-Karl-Jaspers-Gesellschaft. 1994–1995. Bd. 7–8.
  • Die neue Aktualität von Karl Jaspers' Begriffen «Grenzsituation» und «philosophischer Glaube» // Karl Jaspers. Zur Aktualität seines Denkens / Hrsg. Kurt Salamun. München; Zürich: Piper, 1991.
  • The Phenomenology of Edmund Husserl and the Natural Sciences – Juxtaposition or Cooperation? // Analecta Husserliana. 1991. Vol. 34. P. 139–149.
  • Delineation and Analysis of Objectivities («Gegenständlichkeiten») in Edmund Husserl's Phenomenology (Based on «Logical Investigations», Volume II) // Analecta Husserliana. 1989. Vol. 27. P. 91–144.
Интервью,

публикации о Н.В.Мотрошиловой

ИНТЕРВЬЮ

 

Рецензии

РЕЦЕНЗИИ

 

  • Кант или Гегель? И Кант и Гегель! (Рецензия на кн.: Т.И.Ойзерман. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования) // Вестник Российской Академии наук. 2009. № 6 (79). С. 560–565.
  • Феномен Мамардашвили: (Размышления о книге) // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 174–182.
  • Социализм и наука. М.: Наука, 1981. – 422 с. // Вопросы философии. 1982. № 9. С. 154–159 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, В.Г.Мараховым, Е.А.Шаповаловым).
  • Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1980. – 444 с. // Вопросы философии. 1981. № 7. С. 160–163 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, Б.Я.Пахомовым).
  • Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. Изд. 2-е, дополненное. М.: Политиздат, 1980. – 312 с. // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 161–165.
  • Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии (онтологический аспект). М.: Наука, 1979. – 197 с. // Философские науки. 1981. № 1. С. 181–182.
  • Яхиел Н. Социология науки. М.: Прогресс, 1977. – 271 с. // Социологические исследования. 1979. № 1. С. 231–233.
  • Философские раздумья Нормана Казенса (рец. на кн.: Causins N. The celebration of life. A dialogue of immortality and infinity. New York, 1974) // США – экономика, политика, идеология. 1976. № 2. С. 106–109.
  • Бранд Г. Жизненный мир. Философия конкретного априори. Берлин, 1971. – 647 с. // Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1972. № 7. С. 41–46.
  • Личность сквозь призму социологического исследования (рец. на кн.: Кон И. С. Социология личности) // Вопросы философии. 1968. № 8. С. 161–163 (в соавт. с В.А.Карпушиным). 
  • Оригинальное учебное пособие (рец. на кн.: Marxistische Philosophie. Lehrbuch. Berlin: Dietz Verlag, 1967. – 728 S.) // Вопросы философии. 1968. № 3. С. 147–151.
  • Einige theoretische und methodologische Probleme der modernen westdeutschen Soziologie // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1962. Heft 6. S. 726–743.
  • Brand G. Welt, Ich und Zeit. Nach unveröfentlichen Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag. 1955. – 147 S. // Вопросы философии. 1961. № 1. С. 178–179.
  • Богослов в роли критика диалектического материализма (рец. на кн.: Josef de Vries. Die Erkenntnistheorie des dialektischen Materialismus). München; Salzburg; Köln, 1958. – 188 S. // Коммунист. 1960. № 4. С. 115–118.
  • Альбрехт Э. Отношение теории познания, логики и языка. 1956. – 152 с. // Вопросы философии. 1958. № 7. С. 133–135.
  • Martin G. Klassische Ontologie der Zahl. Köln, 1956. – 159 S. // Вопросы философии. 1958. № 12. С. 155–157.

Энциклопедии

Энциклопедии


Конференции

(организационно-проектная работа)

  • Председатель оргкомитета Российской научной конференции История философии: Вызовы XXI века (Москва, Институт философии РАН), 15–16 ноября 2012.
  • Член Оргкомитета и руководитель секции «Юм и мировая философия» в рамках Международной научной конференции Дэвид Юм и современная философия (Москва, Институт философии, ноябрь 2011).
  • Член оргкомитета Международной конференции философов и деятелей культуры Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры (Москва, Институт философии РАН, 9–11 декабря 2010).
  • Координатор круглого стола Освобождаясь от стереотипов в истории философии в рамках Международной конференции Философия в диалоге культур (Всемирный день философии, Москва, Институт философии РАН, ноябрь 2009).
  • Председатель оргкомитета по подготовке Международной конференции 200 лет «Феноменологии духа» Гегеля (Москва, Институт философии РАН, июнь 2007).
  • Председатель оргкомитета Международного Кантовского конгресса (Москва, Институт философии РАН, июнь 2004).

Конференции

(доклады),

публичные выступления

и лекции


2016

  • Выступление в рамках круглого стола «Субъективность сознания в буддийской и феноменологической перспективах» // Международная конф. «Буддизм и феноменология», Институт философии РАН, Москва, 07–08 ноября 2016.
  • Выступление в рамках круглого стола «Творчество Ханны Арендт и современность» в рамках научного семинара сектора истории западной философии «История философии: наследие и проект», Институт философии РАН, Москва, 20 октября 2016.
  • «Философия трагедии Льва Шестова: современное значение» // Международная научная конф. «Лев Шестов в контексте современности. К 150-летию со дня рождения», Институт философии РАН, Москва, 15 сентября 2016.
2015
  • Выступление при открытии симпозиума; доклад «Взаимозависимость русской мысли и западной философии в России (на примере творчества С. Франка)» // Международный симпозиум «Создавать будущее в диалоге Германии и России», Международное Общество «DISEGNO» (Мюнхен) – «Общество межкультурных исследований», 2–3 июля 2015.
  • Лекция «Вещая философия Ф.Ницше и современность» в рамках проекта ИФ РАН «Анатомия философии: Как работает текст», 10 декабря 2015, Библиотека им. Ф.М.Достоевского, г. Москва.
  • Публичная лекция «Кризис цивилизации и антропологическая катастрофа как темы философии М. Мамардашвили» 26 января 2015 года, Центр современного искусства «Винзавод», г. Москва.

2014

  • «В чем актуальность «философии духа» Н.А. Бердяева?» // Международный симпозиум Личность. Творчество. Россия. Философское наследие Н.А. Бердяева (к 140-летию со дня рождения), 18 марта 2014 года, Институт философии РАН.

2013

  • Круглый стол. Презентация книги Н.В.Мотрошиловой «Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие–время–любовь» (22 ноября 2013) // Дни философии в Санкт-Петербурге. Философия познания и творчество (Санкт-Петербург, СПбГУ), 21–23 ноября 2013.
  • «О первом томе немецкого собрания сочинений С.Л.Франка («Предмет знания»)» // XXIV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Секция «Самый выдающийся русский философ»: философия религии и политики С.Л.Франка (Москва, ПСТГУ), 8–9 ноября 2013. Подробнее о конференции.
  • «Что такое цивилизационные ценности и возможно ли ценностное согласие в обществе?» // III Бакинский международный гуманитарный форум. Круглый стол Мультикультурализм и самобытность: в поисках ценностного согласия в обществе, 31 октября – 1 ноября 2013 (Баку, Азербайджан). Подробнее о форуме.
  • «П.Рикёр: к проблеме осмысления истории» // Международная научная конференция Мудрость философии: творческий путь Поля Рикёра (Москва, Институт философии РАН), 28–29 мая 2013.
2012
  • «Что делать с устоявшейся привычкой обозначать более поздними терминами древние или более ранние философские идеи?» // Российская научная конференция История философии: Вызовы XXI века (Москва, Институт философии РАН), 15–16 ноября 2012.
  • «Цивилизационный подход к модернизации современного Китая» // Российско-китайская конференция «Цивилизация и модернизация» (Москва, Институт философии РАН), 29–31 мая 2012.
  • Удивительная актуальность идей «Общественного договора» Руссо // Юбилейная научная конференция в формате специального заседания Ученого совета ИФ РАН К 300-летию со дня рождения Ж.-Ж.Руссо (1712-2012) (Москва, Институт философии РАН), 15 мая 2012.
2011
  • «Учение Юма сквозь призму критицизма Канта» // Международная научная конференция Дэвид Юм и современная философия. Круглый стол «Юм и мировая философия» (Москва, Институт философии РАН, МГУ, НИУ ВШЭ), 15–17 ноября 2011. 
  • «Дискуссии вокруг ценностей цивилизации» // Международный Бакинский гуманитарный форум XXI век – надежды и вызовы (Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан), 10–11 октября 2011.
2010
  • «Социокультурный контекст 50–80-х гг. XX века и феномен Мамардашвили» // Международная конференция философов и деятелей культуры Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры (Москва, ИФ РАН), 9–11 декабря 2010.
  • «Парадигмальный вклад Р. Мертона и его школы в социологию науки: вгляд из XXI века» // 26-я сессия Международной школы социологии науки и техники Наука, технологии, инновации в XXI веке: взгляд сквозь призму социологии (Санкт-Петербургский научный центр РАН), 1–3 ноября 2010.
  • «Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «вечности» // Международная научная конференция Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры (Москва, ИФ РАН–РГБ), 27–29 сентября 2010.
  • «Освобождаясь от стереотипов «модернизации» и «онтологизации» в истории философии» // Финско-российский философский симпозиум (Академия наук Финляндии, Университет Хельсинки), 13–16 июня 2010.
  • «Научно-технические инновации и их цивилизационные предпосылки» // Международная Гумбольдтовская конференция Наука и инновации в модернизации России и развитии мира / Science and Innovations in modernization of Russia and World Development (Москва, МГУ), 22–24 апреля 2010.
Аудио и видеоматериалы

Научно-организационная работа

  • Член Ученого совета Института философии РАН.
  • Председатель Диссертационного совета Института философии РАН Д.002.015.04 (специальность ВАК 09.00.03, история философии).

      

Участие в редколлегиях периодических изданий:

отечественных:

  • «Историко-философский ежегодник» (Москва, ИФ РАН), главный редактор;
  • «Вопросы философии» (Москва, РАН), член редколлегии;
  • «Философский журнал» (Москва, ИФ РАН), член редколлегии;
  • «История философии» (Москва, ИФ РАН), член редколлегии;
  • «Ежегодник по феноменологической философии» (РГГУ, Москва), член научного совета;
  • «Horizon. Феноменологические исследования» (Санкт-Петербург, СПбГУ), член редакционного совета.
международных:
  • «Deutsche Zeitschrift für Philosophie» (Berlin, Germany / Германия);
  • «Studia Spinozana» (Würzburg, Germany / Германия);
  • «Hegel Bulletin» (=«Bulletin of the Hegel Society of Great Britain») (Great Britain / Великобритания);
  • «Arhe: časopis za filozofiju» / «Arche: Journal of Philosophy» (Novi Sad, Serbia / Сербия);
  • «Prolegomena: časopis za filozofiju» / «Prolegomena: Journal of Philosophy» (Zagreb, Croatia / Хорватия);
  • «Santalka: Filosofija, Komunikacija» / «Coactivity: Philosophy, Communication» (Vilnius, Lithuania / Литва).

Экспертная деятельность

Русская кантиана – новые перспективы


На встрече Президента РФ В.В.Путина с представителями Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (1 апреля 2013 г., Ново-Огарево) обсуждались вопросы, связанные с освоением и новым изданием наследия Канта в России. В связи с повышенным интересом руководства страны и общественности к этой теме в секторе истории западной философии Института философии РАН был подготовлен аналитический материал, в котором всесторонне представлена уже проделанная российскими кантоведами огромная научно-издательская работа, дан обзор положения дел в русскоязычной кантиане и определены актуальные ныне направления деятельности в этой области.  Подробнее >>

 

 

Рецензирование диссертационных работ (2012–2013)

Отзывы на авторефераты
  • Отзыв на автореферат диссертации Крыштоп Л.Э., представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – история философии: «Учение о постулатах в философии Канта» »; работа на философском факультете ФГБОУ высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).
  • Отзыв на автореферат диссертации А.В.Ямпольской, представленной на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.03 – история философии: «Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии»; работа выполнена в учебно-научном центре феноменологической философии философского факультета ФГБОУ высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), октябрь 2013.
  • Отзыв на автореферат диссертации Г.Б.Юдина, представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания: «Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки» (НИУ ВШЭ), декабрь 2012.

Награды, премии

  • Медаль ИФ РАН «За вклад в развитие философии» (2009);
  • Орден Федеративной Республики Германия «Bundesverdienstkreuz am Band» (2005);
  • Лауреат Премии имени Г.В.Плеханова за выдающиеся научные работы по философии, РАН (2000);
  • Лауреат Премии Фонда Александра фон Гумбольдта (1994);
  • Научно-исследовательская премия в номинации «Немецкий язык и литература», Кельнский университет (1994).

Контакты

  • e-mail: motroshilova@yandex.ru

Web