Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лысенко Виктория Георгиевна
Главная страница » » Сектор восточных философий » Сотрудники » Лысенко Виктория Георгиевна

Лысенко Виктория Георгиевна

Лысенко Виктория Георгиевна

Год и место рождения

 

1953, г. Пржевальск, Киргизия. 

 

 

Образование

 

Философский ф-т МГУ (1971-1976).

 

 

Ученая степень

  • кандидат философских наук (Ин-т философии 1982),
  • доктор философских наук (Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: лингвистическая традиция и вайшешика. Ин-т философии, 1998).

 

Сфера научных интересов

История индийской философии, сравнительная философия.

 

Преподавательская

деятельность

  • преподаватель ГУГН,
  • профессор РГГУ.

Темы спецкурсов:

  • Классическая индийская философия,
  • Ранняя буддийская философия,
  • Кашмирский шиваизм,
  • Место йоги в системах индийской философии,
  • Праманавада – учение об источниках достоверного познания в индийских философских школах,
  • Познание чужого как способ самопознания

 

Учебные и методические разработки

  • Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. Институт философии, М., 2003. 246 с.
  • Буддийская цивилизация// Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». / Под ред. М.Т.Степанянц.М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте», 2013. С. 21-40 ( ISBN  978-5-89035-686-4, http://www.umczdt.ru) (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  • Буддийская цивилизация // Книга учителя. Диалог культур. Учебно-методическое пособие и хрестоматия. М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. 2014. С. 103-178.
  • Буддийская цивилизация // Диалог культур. Учебно-методическое пособие для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» / Отв. ред. М.Т. Степнянц. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. С.79-137.

 

Научные публикации

Монографии:

  • Философия природы в Индии, Атомизм школы вайшешика. М.: «Восточная литература», 1986. (12 п.л.)
  • "Ранняя буддийская философия" в серии "История восточной философии", т. 2, М.: Восточная литература, 1994. (монография) (19,4 п.л.)
  • Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: лингвистическая традиция и вайшешика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Институт философии, 1998.
  • Универсум вайшешики.  серия «История восточной философии». «Восточная литература», 2003. (30,5 п.л.)
  • Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» с комментарием «Ньяякандали» Шридхары. Перевод с санскрита, вступительный раздел, историко-философский комментарий, примечания, библиография и индексы В.Г.Лысенко. Издательство «Восточная литература», 2005. (40, 5 п.л.)
  • Индийская философия. Энциклопедия (в соавторстве с Шохиным В.К., Степанянц М.Т., Железновой Н.А., Канаевой Н.А.). М.: издатель¬ская фирма «Восточная литература», 2008, 960 с.
  • Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение текстов) [Текст] / В.Г. Лысенко; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 233 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 226–232. (15 п.л.)
  • (в соавторстве с Канаевой Н.А.) Буддийские философы об инструментах достоверного познания. М.: ИФ РАН, 2014. 15 а.л. (часть автора - 7,5 а.л.).

Статьи:

  • О критике принципа соответствия в зарубежной философии науки. //  Принцип соответствия. Историко-методологический анализ. М.: «Наука», 1979. (0,5 п.л.)
  • Шанкара и атомизм вайшешики. // Вестник древней истории,1980, N 2. (1 п.л.)
  • Атомизм вайшешики и атомизм Демокрита. // Древняя Индия: историко-культурные связи. М.: «Восточная литература», 1981. (1 п.л.)
  • Учение вайшешиков о движении. // Древняя Индия. Язык. Культура, текст. М.: «Восточная литература», 1985. (1 п.л.)
  • Отрицание ведийского ритуала и бога-творца в древнеиндийской традиции. // Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и возрождения. М.: «Мысль», 1986. (1 п.л.)
  • Даршана, анвикшики и дхарма: философия и религия в Индии. //  Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.: «Восточная литература», 1987. (1 п.л.)
  • Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика». // Индийская рационалистическая традиция и современность. М.: «Восточная литература», 1988. (1 п.л.)
  • История древней и средневековой индийской философии в трудах советских авторов (в соавторстве с Исаевой Н.В.). //  Народы Азии и Африки, № 4, 1989. (1 п.л.)
  • Восток и Запад: встреча культур. Обзор 4-х выпусков литературного альманаха: "Восток и Запад: исследования, переводы, публикации. // Народы Азии и Африки, 1990, 30 стр. (статья была переведена на англ. язык как лучший обзор года на страницах журнала Народы Азии и Африки за 1990 г. и опубликована в журнале Social Studies, Moscow, N 1, 1991).
  • Компаративная философия в Советском Союзе. //  Вопросы философии, N 9, 1992. (1 п.л.)
  • «Сomparative Philosophy in the Soviet Union». //  Philosophy East and West. A Quarterly of Comparative Philosophy, vol. 42, Number 2, Honolulu, 1992. (1  п.л.)
  • Оn certain intellectual stereotypes as exemplified in Th. Sterbatsky's works / Journal of Indian Council of Philosophical Research, vol. 9, number 2, 1992. (0,5 п.л.)
  • Будда как личность или личность в буддизме. // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. (1 п.л.)
  • The Atomistic Theory of the Vaisesika: Problems of Interpretation. //  History of Indian Philosophy. A Russian Viewpoint, Indian Council of Philosophical Research, New Delhi, 1993. (1 п.л.)
  • «Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990-1996)». // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. Москва: Институт философии, 1998. (1 п.л.)
  • “Atomistic Mode of Thinking” as Exemplified by the Vaiśeṣika Philosophy of Number // AsiatischeStudien, XLVIII, 2, 1994, p. 781-806. (1 п.л.)
  • La doctrine des atomes chez Kanada et Prashastapada // Journal Asiatique. Vol. 248, N 1, Paris, 1996, p. 137-158. (1 п.л.)
  • The Vaiśeṣika Notions of Akasha and Dish From the Perspective of Indian Ideas of Space // Beyond Orientalism: The Work of Wilhelm Halbfass and its Impact on Indian and Cross-Cultural Studies // Poznan Studies in the Philosophy of Science and Humanities. Vol. 47, Amsterdam, 1996, p. 417-447. ( 1.5 п.л.)
  • La connaissancesuprarationelle chez Prashastapàda. // Asiatische Studien / Études Asiatiques LII/1/1998. Pp. 85-116. (1 п.л.)
  • Огонь: разрушение и созидание. От ведийского мифа и ритуала к атомистической теории вайшешики. // Историко-философский ежегодник 97. М.: "Наука", 1999 (1,5 п.л.)
  • «Метафизика размера» (чтение "Раздела размера" из трактата “Собрание характеристик категорий” Прашастапады и комментария "Ньяякандали" Шридхары)». // История философии, вып. 7. Издательство Института философии РАН, 2000. (1 п.л.)
  • Философия Джитендры Натха Моханти: Между Индией и ЗападомЖивая традиция. К 70-летию Индийского философского конгресса. М.: «Восточная литература», 2000. (1 п.л.)
  • Категории вайшешики и лингвистическая традиция Индии. // Историко-философский ежегодник ‘98. М., «Наука» 2000. С 260-286. (1 п.л.)
  • Проблема универсалий в вайшешике и в лингвистической философии Индии. (приглашение к медленному чтению текстов). // Универсалии культуры, М.:«Восточная литература», 2001. С. 77-121. (1 п.л.)
  • Философия числа в вайшешике (по материалам “Раздела числа” из “Собрания характеристик категорий” Прашастапады). // Историко-философский ежегодник ‘99, «Наука», 2001. (1 п.л.)
  • 80 статей по индийской философии, среди них «Атомизм в Индии», «Время в индийской философии», «Пространство в индийской философии», «Философия языка в Индии», «Буддизм», «Буддийская философия», «Ваджраяна» «Тантризм», «Вайшешика», «Карма», «Дхармы». // Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М.: «Мысль», 2001 (8 п.л.)
  • Уроки устной традиции. Постведийские науки: фонетика и этимология в свете категорий дискретного и континуального. // Историко-философский ежегодник 2001. М., 2003. C. 156-158; 167-189.
  •  Принцип корреспонденции: версия Прашастапады. // Scripta Grigoriana. Сборник в честь 70-летия академика Г.М.Бонгарда-Левина, М., Восточная литература, 2003. С.99-106. (0,5 п.л.)
  • The Human Body Composition in Statics and Dynamics: Ayurveda and the Philosophical schools of  Vaiśeṣika and Sаmkhya // Journal of Indian philosophy, vol. 32, No 1, 2004, p. 31-56. (2 п.л.)
  • Аскетизм в Индии: его принципы и основные формы. // Религиоведение, 1, 2004, (1 п.л.)
  • Лингвистический монизм Бхартрихари. // Историко-философский ежегодник 03, М.: «Наука», 2004. (1 п.л.)
  • Трудное дело середины: середина у Аристотеля и Срединный путь Будды. // Сравнительная философия. М.,«Восточная литература», 2004. (1 п.л.)
  • О переводе санскритских философских текстов. // Русская антропологическая школа. Труды 2, М., РГГУ, 2004. (0, 7 п.л.)
  • Shankara, critique du Vaiśeṣika. Une lecture de Brahmasutrabhashya (II, 2, 11-17). — Asiatische Studien / Etudes Asiatique, Lousanne, LIX, 2, 2005, p .533-580. (2 п.л.)
  • «La dure quete du Milieu. La “mediete” (mesotes) aristotelicienne et la “voie moyenne” (majjhima patipada) du Bouddha». // Philosophie compare : Grece, Inde, Chine. P. : Vrin. 2005, (1,2 п.л.)
  • Le principe de correspondence : la version de Prashastapada. Categories de langue et categories de pensee en Inde et en Occident. P.: L’Harmattan, 2005. P. 79-90.
  • Движение или действие: грамматическая традиция и вайшешика. // Историко-философский ежегодник 2005..: «Наука» 2005. С.358-386. (2 п.л.)
  • «Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада». // Вопросы философии, № 5, 2006, с.137-147.
  • La philosophie bouddhique en Russie: breve histoire de l’approcheet des methodesd’etude de la fin de XIX siecle aux annees 1940. // Slavica Occitania, Numero 21. Presence du bouddhisme en Russie, Toulouse, 2006, pp. 89-114.
  • «Вачаспати Мишра о непосредственном и опосредованном восприятии. Фрагмент из «Ньяя-варттика-татпарьятики» Перевод с санскрита, введение и примечания В.Г.Лысенко». //  «Вопросы философии», № 10, 2006 (1,8 п.л.).
  • Брахман с гроссбухом. // «Новое время», №№ 34,35, 2006.
  • Октябрина Федоровна Волкова // Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература. 2006. С. 4-14.
  • Сон и сновидение как состояния сознания: упанишады и Шанкара. Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература. 2006. С.269-306.
  • Вера и знание в раннем буддизме. // «Знание и вера в контексте диалога культур». М., Восточная литература, 2007. 0,7 п.л.
  • Щербатской и  Розенберг о сравнительном методе. Двойной портрет на фоне эпохи. //  Труды Русской Антропологической школы. Вып. 4, т. 2. М.: Издательство РГГУ, 2007, с. 100-139. 1.5 п.л.
  • Atomistic Formulations in Indian Thought. // Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007, p. 9-26. ( 1.п.л.).
  • Classical Indian Philosophy in the Perspective of Cultural Studies: Sketching a New Approach. // Victoria Lysenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007, p. 139-150 (1.п.л.).
  • The Difficult Task of Hitting the Mean – Aristotle’s Mean and Buddha’s Middle Path // Victoria Lyssenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007, p. 61-82. (1 п.л.).
  • The Hard Task of Hitting the Mean – Aristotle's Mean  (Mesotes) and Buddha's Middle Path  (Majjhima patipad). // Comparative Ethics in a Global Age. Washington, 2007, p. 203 – 215 (0,5 л.).
  • Origin of the Idea of Universals: Vaiśeṣika or Vyakarana. // Victoria Lyssenko, Michel Hulin. Classical Indian Philosophy Reintepreted. Decent Books, New Delhi, 2007, p. 27-46. (1 п.л.).
  • What is Immediate perception? The Buddhist Answer. // IIAS Newsletter, N 44, 2007, p. 20-21 (0,5 п.л.).
  • 150 статей по индийской философии (25 п.л.) // Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2008.
  • Васубандху о реальности только мысленного представления (репрезентации). Предисловие и перевод с санскрита «Вимшатика-карика-вритти» Васубандху // Вопросы философии, № 1, 2008. С.  109-131 (1 п.л.).
  • Дигнага об объекте как опоре познания. «Аламбана-парикша» («Исследование опоры сознания») и Вритти (комментарий). Предисловие и перевод с санскрита В.Г. Лысенко // «Вопросы философии». № 4. 2008. С. 138-150 (1 п.л.).
  • Индивид или родовое свойство: споры о значении слов (по материалам «Махабхашьи» Патанджали). // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. Ин-т философии РАН. М., «Восточная литература» 2008. С. 170-186 (1 п.л.).
  • Индийская сомнология. Основные направления исследования сна. Опыт тематизации. // Русская антропологическая школа. Труды, вып. 5, Издательство РГГУ, 2008. С. 24-32 (1 п.л.).
  • «Щербатской и Розенберг о сравнительном методе в буддологии» // Вестник РХГА. СПб., Издательство РХГА, 2008. С. 30-40. (0, 5 п.л.).
  • Шабда как звук и смысл: анализ моделей слова в философии вьякараны и мимансы. // Donum Paulum. Studia Poetica et Orientalia. Сборник статей к 80-летию П.А.Гринцера. Издательство «Наука», 2008 (1 п.л.).
  • «Метафизика возвращения» и сансара // Труды Русской антропологической школы. Вып. 6, М.: Издательство РГГУ, 2009. С. 54-70. (1 а.л.).
  • «Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика». Глава 1. Восприятие. Вступительная статья, перевод с санскрита и примечания В.Г.Лысенко // История философии. № 14.  М.: ИФ РАН, 2009. С. 170-206. (2 а.л.)
  • «Натурфилософия» тела в Индии: аюрведа, санкхья и вайшешика // Телесность как эпистемологический феномен. М.: Институт философии, 2009. С. 103-123. (1,5 а.л.)
  • 168 статей для Энциклопедии индийской философии. М.: Восточная литература РАН; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. Общий объем статей 25,5 а.л.
  • Познание чужого как способ самопознания // Вопросы философии. 2009. 1,5 а.л.
  • Дигнага о восприятии /Составл., вводная статья, пер. с санскр. и коммент. фрагмента из «Прамана-самуччая-вритти» // "Историко-философский ежегодник' 2008". М.: Наука. 2009. С. 256–282. (1 а.л.)
  • Как я понимаю индийскую философию? Философский журнал. № 1 (4). М.: ИФ РАН, 2010. Философия в современном мире. Доклады на заседаниях Ученого совета. Института философии РАН. С. 5-17. См. http://iph.ras.ru/page30506625.htm
  • Познание чужого как способ самопознания. // Вопросы философии, 2009, 11, с. 61-78. Лысенко В.Г. Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа) // Философский журнал. Институт философии РАН, № 2 (5) 2010. C.5-16.
  • Between Materialism and Immaterialism: Atomism in India and Greece // Materialism and Immaterialism in India and the West. Ed. ParthaGhose. PHISPC 12(5), Centre for Studies in Civilizations, Delhi, 2010, p. 253-268.
  • «Лингвистический детерминизм» Бенвениста и случай вайшешики //Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник статей к юбилею Вяч. Вс.Иванова. Отв.ред. Т.М.Николаева. М.: Языки славянских культур. 2010. С. 56-67.
  • Teaching of Indian Philosophy in Overcoming Europocentrism // Philosophy in the Dialogue of Cultures : Proceedings of the International Philosophy Day. Moscow, Progress-Tradition, 2010. P. 1267-1273.
  • Теории восприятия на Западе и в Индии: некоторые типологические параллели. – Вопросы философии, №3, 2011, с. 122-132. 1 п.л.
  • Тело в раннем буддизме в свете психофизической проблемы. – Психология и психотехника. № 8(35), 2011, с. 29-39. 1 п.л.
  • Дискретное и континуальное во второй канде «Вакьяпадии» Бхартрихари. -     Зографский сборник. Выпуск 2 / Отв. ред. Я.В. Васильков. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 198-210. 0,7 п.л.
  • Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза. – Шабдапракаша. Зографский сборник. Выпуск 1/ под редакцией Я.В.Василькова и С.В.Пахомова. СПб.: МАЭ РАН, 2011., с.99-112. 0,8 п.л.
  • О. О. Розенберг как ученик Ф. И. Щербатского — Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов / Составители М.И.Воробьева-Десятовская, Е.П.Островская. Редактор Т.В.Ермакова. СПб., 2011. С. 261-280. 0, 8 п.л.
  • Изучение индийской философии во Франции: между исследованием текстов и полевыми исследованиями [Текст] : случай Мадлен Биардо (1922-2010). – Философские науки. 10, 2011, с.64-74.
  • Buddhist Motives in Some Doctrines of Prashastapada. - Vacaspativaibhavam. A Volume in Felicitation of Professor Vacaspati Upadhyaya. D.K.Printworld, Delhi etc. 2011, P.1223-1233. 0,7 п.л.
  • 137 статей для: Буддийская философия. Энциклопедия М. : Институт философии. Восточная литература, 2011. 20 п.л.
  • Actuality and Potentiality in Dignaga’s Understanding of Immediate Perception (nirvikalpaka pratyaksha) according to his Pramanasamuccaya and Alambanapariksha. – Acta Orientalia. Through the looking-glass of the Buddha-mind: Strategies of cognition in Indo-Tibetan Buddhism. Vol.11, Issiue 1, 2012, p. 85 – 92.
  • Слог Ом в индийской культуре: от устной традиции к письму // Симболяриум. Труды Русской Антропологической школы. РГГУ М. 2012 . С.48-60. 255 с.
  • Actuality and Potentiality in Dignaga’s understanding of Immediate Perception (nirvikalpaka pratyaksha) according to his “Pramanasamuccaya” and “Alambana-pariksha” // Acta Orientalia Vilnesia. Vol. 11, Issue 1, 2012. P. 85-92.
  • Восприятие и телесность в буддизме и в современных когнитивных теориях «отелесненного ума» (embodied mind) // Буддизм Ваджраяны в России. От контактов к взаимодействию. – М. Алмазный путь. 2012. С.86-94. 879 с.
  • What is Philosophy in India: overcoming the eurocentric stereotypes //  Socialinių mokslų studijos/Societal Studies.Mykolo Romerio universitetas. 2012,  4(2). С. 801–809.
  • Le “determinisme linguistique” de Benviniste et le cas du Vaisheshika. - Indologica. Orientalia et Classica. Сборник статей памяти Т.Я.Елизаренковой. Книга 2. М.: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2012. С. 381-396. 562 с.
  • Is there a mind-body problem in Buddhism? - Buddhism in Kashmir. Sharma, Nirmala (ed.), foreword by Karan Singh. New Delhi: Aditya Prakashan. 2012. С. 62-68. 175с.
  • Buddhism as  interactive message. - Socialinių mokslų studijos/Societal Studies.Mykolo Romerio universitetas. 2012.  4(3). С. 3-13.
  • Ориентализм  и проблема Чужого: ксенологический подход // Ориентализм / оксидентализм: языки культур и язык и их описания - Orientalism / Occidentalism: Languages of Cultures vs. Languages of Description/ Отв. ред. Е. Штейнер. М.: «Совпадение». С. 34-42.  416 с.
  • Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные свойства» и «квалия». -  Наука и буддизм. Материалы научной конференции (Улан-Удэ – Байкал: 6-8 июля 2012 г.), «Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии» РАН –Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2012, с. 47-59. –304 с.
  • Слово и бытие в учении Бхартрихари о действии (по «Криясамуддуше») // Индия – Тибет: текст и феномены культуры. Рериховские чтения в Институте востоковедения РАН. Институт востоковедения РАН. М.: «Языки славянской культуры». 2012. С.156-173.
  • Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные   свойства» и «квалия»" (по "Абхидхармакоша-бхашье" Васубандху) // Сравнительная философия: Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С. 149-160 (ISBN 978-5-02-036538-4).
  • Путешествие в Индию: вызовы инаковости// Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 13. М.:Издательство РГГУ, 2013. С.168-183 (ISSN 2223-9340, https://docs.google.com/file/d/0B8EPd08Q2h18QzdGdXdIaEhMLTQ/edit?usp=sharing&pli=1).
  • Европоцентризм как тормоз современных историко-философских исследований // История философии: вызовы XXI века. М.: «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2014. С. 237-245.
  • Генезис учения об атомах как проблема языка и мышления // Вопросы философии. №6. М., 2014. С. 9-28.
  • Theodor Stcherbatsky and His Followers on Translation of Sanskrit Philosophical texts // Sanskrit and Development of World Thought. Ed. By Vempaty Kutumba Sastry. Delhi etc. Printworld, 2014. P. 104-117.
  • Буддийская цивилизация. Раздел 3. // Книга учителя «диалог культур». Учебно-методическое пособие и хрестоматия. М.: «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. С. 103-178.
  • Круглый стол «Буддизм в современном мире». Модератор круглого стола и выступавший // Вестник бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии Наук. № 3 (15) Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. С. 41-57.
  • Buddhist Atomism in the Light of Modern Concepts of «Emergent Property» and «Qualia» // Philosophy and science in Cultures of East and West. Russian philosophical studies, XIII / Ed. Marietta T. Stepanyants. Washington: The Council for Research of Values and Philosophy, 2014. P. 131-143.
  • Comparative Philosophy or Intercultural Philosophy? The Case of the Russian Buddhologist Theodor Stcherbatsky // What Is Intercultural Philosophy? / Ed. By William Sweet. Washington: Council for Research in Values & Philosophy. 2014. P. 165-179.
  • Fiodor Stcherbatsky et Otton Rosenberg : la méthode comparative en bouddhologie . Les cahiers bouddhiques. N 8. Institut d'Etudes Bouddhiques, Paris. 2015. P. 9-50.
  • Восприятие и язык в адвайте-веданте. Исследование и перевод «Веданта-парибхаши» Дхармараджи // Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 71-100. (РИНЦ)
  • Понятие варна (varṇa) в индийской мысли и атомистический подход// Вопросы философии, №5, 2015. С. 168-178. 
  • Атомистический подход в школах буддийской абхидхармы: дхармы и атомы // Вопр. философии, № 8, 2016. С.150-165. ISSN 0042–8744. (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, научная статья по гранту РГНФ , проект № 13-03-00547 – “Атомизм и мировая культура”).
  • Круглый стол «Атомизм и континуализм в гуманитарном знании и современная наука» // Вопросы философии, № 10, 2016. С. 143–174. (обзор подготовили Лысенко В.Г., Рубец М.В.) (Web of Sciences, RSCI, ERIH PLUS, научная статья по гранту РГНФ, проект № 13-03-00547 – “Атомизм и мировая культура”).
  • Есть ли у животных сознание? (интервью) Синха Аниндья, Лысенко Виктория Георгиевна // Философия науки и техники. Том 21. №1, 2016. С.66–77. (ISSN 2413-9084, РИНЦ, ВАК, интервью). 
  • Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий»)// Филос. журн. / Philosophy Journal, Т. 9, № 2, 2016. С. 37–53. (ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-3-5-24 (RSCI)).
  • Психика и сознание в индийской философии // Мир психологии. Научно-методический журнал.№ 3 (87). М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. С. 210–223. (ISSN 2073-8528, РИНЦ, ВАК).
  • Что делает тело живым – взгляд из Индии // Тема «живого тела» в истории философии. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив Москва–Санкт-Петербург. 2016. C. 43-65. (ISBN 978-5-98712-648-6).
  • Жюльен Франсуа // Философы Франции. Словарь. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив. М.-СПб. 2016. С. 186-188. ISBN 978-5-98712-632-5.
  • Юлен Мишель // Философы Франции. Словарь. Humanitas. Центр гуманитарных инициатив. М.-СПб. 2016. С. 452-455. ISBN 978-5-98712-632-5.

Переводы:

  • Мишель Юлен. «Память и бессознательное в «Йога-сутрах» и в психоанализе». Перевод с французского В.Г.Лысенко. - История философии, вып. 7. Издательство Института философии РАН, 2000. (0,5 п.л.)
  • Мишель Юлен. Сравнительная философия: методы и перспективы. Перевод с французского В.Г.Лысенко. - Сравнительная философия. М.: «Восточная литература», 2000. (0,5 п.л.)
  • Франсуа Жульен. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. Перевод с французского В.Г.Лысенко. Московский философский фонд, 2001. (22.5 п.л.)
  • Франсуа Жульен. Основание морали: тайна жалости. Перевод с французского В.Г.Лысенко.  – Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004. (1 п.л.)
  • Мюллер Ганс Георг. Мораль и паталогия. Компаративный подход. Перевод с английского В.Г.Лысенко. - Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004. (1 п.л.)
  • Юлен Мишель. Идея переселения душ в 20 в. Перевод с французского В.Г.Лысенко.  – Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: «Восточная литература», 2004. (1 п.л.)
  • Франсуа Жульен. О времени. Философия жить. Предисловие переводчика и перевод с французского В.Г.Лысенко. М., Прогресс-Традиция, 2005. (10 п.л.)
  • Шарль Маламуд. Испечь мир. Предисловие и перевод с французского В.Г.Лысенко. М., Издательство Восточная литература. 2005. (20 п.л.)
  • Луи Альтюссер. Письмо Мерабу Мамардашвили. Пер. с французского и примечания В.Лысенко // М. Мамардашвили. Опыт физической метафизики. М.: Прогресс-традиция, 2009. С. 271-277.
  • Шарль Маламуд. «Чернота письма» / Пер. с французского В.Г.Лысенко// Вестник РГГУ. Исторические науки. История / Studia classica et mediaevalia. 2013.  № 17 (октябрь). С.142-170. (ВАК, ISSN 1998-6769 http://rggubulletin.rggu.ru/binary/2629089_44.1382437160.28386.pdf).
  • Прашастапада. Падартхадхарма-санграха. Шридхара. Ньяя-кандали / пер. с санскрита В.Г.Лысенко // Свет дхармы: Антология традиционной индийской философии / Сост., вступит. ст., общ. ред. С.В. Пахомова. СПб.: Амфора, 2013. С. 364-412 (ISBN 978-5-367-02823-2).
  • Шантаракшита. «Исследование определений восприятия» из компендиума «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика» / Пер. с санскрита В.Г. Лысенко. // Лысенко В.Г. Канаева Н.А. Буддийские философы об инструментах достоверного познания. М.: Институт философии, 2014.
  • Дхармараджа Адхвариндра. Веданта-парибхаша.С комментарием «Артхадипика-тика-вибхушита» Дханапатисури Суташивадатты// Историко-философский ежегодник 2015. М.:Аквилон. 2015. С. 101-131 (ВАК, РИНЦ). 
  • Дхармакирти. Прамана-винишчая (Удостоверение инструментов достоверного познания). Глава 1. Пратьякша (Восприятие). Карики 1–25// История философии. 2015. Т. 20. № 2. С.79-106 (ВАК, РИНЦ).

Рецензии на автора:

  • Sabine Rabourdin. Lysenko V.G. La doctrine des atomes chez KanadaetPrashastapada // Journal Asiatique. Vol. 248, N 1, Paris, 1996, p. 137-158. Электронный ресурс :http://indecise.hypotheses.org/284
  • Островская Е.П. Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение) [тексты] (Е.П.Островская) // "Письменные памятники Востока"N1(16), ВЕСНА – ЛЕТО,2012. С.278-281.

 

Ответственный редактор
  • Отв. редактор номера и автор вступительной статьи «История философии», вып.7. Издательство Института философии РАН, 2000.
  • Отв. редактор.  История философии № 11. М.: Институт философии РАН. 2004.
  • Составитель и отв. редактор сборника. Смаранам. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. М.: Восточная литература. 2006.

Участие в международных конференциях, симпозиумах, круглых столах

  • 2007, 23-26 мая – докладчик  на конференции Зографские чтения (Проблемы интерпретации традиионного санскритского текста). Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (доклад на тему: «Что непосредственного в непосредственном восприятии? Ответ буддистов»).
  • 2007, 13-14 ноября -  пленарный докладчик на конференции «Первые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга». Санкт-Петербург, Русская христианская гуманитарная академия (доклад на тему «Щербатской и Розенберг о сравнительном методе»).
  • 2007, 26 ноября - докладчик на Рериховских чтениях в Институте востоковедения РАН, Москва (доклад на тему «Проблемы интерпретации «Вимшатика-вритти» Васубандху»).
  • 2008, 17-21 марта - докладчик для международного российско-индийского круглого стола «Ненасилие и в глобальном контексте», Дели (доклад «Ненасилие и ахимса в экологической перспективе: традиция и современность»).
  • 2008, 23-26 мая - докладчик на конференции «Зографские чтения (Проблемы интерпретации традиционного санскритского текста)». Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии (доклад  «Как сравнивать индийскую и западную эпистемологию? Опыт создания методологии компаративного исследования»).
  • 2008 11-12 сентября – участник Российско-японского симпозиума «Философия буддизма в многокультурном контексте». Москва, ИФ РАН (доклад «Вклад буддистской философии в развитие брахманистских философских систем (на примере вайшешики Прашастапады)»).
  • 2008 9 октября - докладчик на Ученом Совете ИФ РАН (доклад «Как я понимаю индийскую философию»).
  • 2009, 15-17 января - участник Международной конференции «Буддизм и наука», Сарнатх (Индия).
  • 2009, 29-28 мая - докладчик на 30-х Зографских чтениях (доклад: «Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза»).
  • 2009, 14-17 октября - докладчик на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Философия в диалоге культур», Элиста, Республика Калмыкия (доклад: «Ценность Другого в буддизме: проблемы этики и эпистемологии»).
  • 2009, 17 октября - докладчик на Всемирном дне философии, круглый стол «Преподавание философии в поликультурном мире» (доклад: «Преподавание индийской философии в преодолении европоцентризма»).
  • 2009, 19-21 ноября – участие в проведении Всемирного дня философии в Санкт-Петербурге «Философия в диалоге культур. Взгляд из Петербурга» и выступление на круглом столе «Культурные миры и культурные стратегии человечества» 19 ноября на Философском ф-те СПГУ (доклад: «Буддизм как интерактивное послание: принцип упая каушалья»).
  • 2012, 16-18 января - участие в Международной конференции университета Раштрия Санскрит Санстхан (при Министерстве развития человеческих ресурсов) «Вклад санскрита в развитие мировой мысли Шрингери, штат Карнатака, Индия (доклад: «Проблемы перевода санскритских философских текстов в русской мысли (Ф.И.Щербатской и его последователи)» (на англ. языке)).
  • 2012, 12-16 апреля - участие в Международной конференции университета Раштрия Санскрит Санстхан (при Министерстве развития человеческих ресурсов) «Вклад санскрита в развитие мировой мысли (Шрингери, штат Карнатака, Индия) (доклад: «Проблемы перевода санскритских философских текстов в русской мысли (Ф.И.Щербатской и его последователи)» (на англ. языке)).
  • 2012, 12-16 апреля - участие в Конференции  ИНСТИТУТА ЯЗЫКОЗНАНИЯ РАН, ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА и МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЖИВОЕ СЛОВО ЛОГОС ГОЛОС ДВИЖЕНИЕ ЖЕСТ» (доклад: «Слово в звуке и письме: уроки устной традиции Индии»).
  • 2012, 16-18 мая - участие в Конференции МАЭ РАН Зографские чтения «Проблемы традиционного индийского текста XXXIII, Cанкт-Петербург (доклад: «Непосредственное знание из слов в «Веданта-парибхаше» Дхармараджи).
  • 2012, 21-26 мая - участие в Третьей Московской международной конференции по сравнительной философии на тему: «Философия и наука в культурах Востока и Запада» (Организаторы: Институт философии РАН, сектор восточных философий, Кафедра ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-14023) (доклад: "Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные   свойства» и «квалия»" (по "Абхидхармакоша-бхашье" Васубандху)").
  • 2012, 3-6 сентября - участие в Международном семинаре на тему «Физическое начало и разум в философских традициях Азии», Центре восточных исследований Вильнюсского ун-та (доклад: «Mind-body problem in Indian tradition: a comparative perspective»).
  • 2012, 18-22 сентября - участие в Международной научной конференции "Мир Центральной Азии" (г. Улан-Удэ, 18 – 22 сентября 2012 г.), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (доклад: «Роль философии в буддизме» на презентации книги «Философия буддизма.Энциклопедия». М.: Восточная литература, 2011).
  • 2012, 25-28 сентября - участие в VIII Съезде российских востоковедов (Казань) (доклад: "Проблемы преподавания  восточной философии в вузе: европоцентризм и методы его преодоления").
  • 2012, 15-16 ноября - участие в Конференции «История философии: вызовы XXI века», Москва, ИФ РАН (доклад: "Историко-философское исследование инокультурной традиции: зачем нам выходить из собственного дома?").
  • 2013, 16-17 мая – Докладчик на конференции МАЭ РАН Зографские чтения «Проблемы традиционного индийского текста XXXIII, Cанкт-Петербург (доклад: «Компаративная или межкультурная философия»).
  • 2013, 2 апреля – Докладчик на междисциплинароном семинаре «Атомизм и мировая культура». ИФРАН (доклад: «Генезис атомизма как проблема связи языка и мышления»).
  • 2013, 11 июня – Докладчик на круглом столе «Атомизм и алфавитный принцип». ИФРАН (доклад: «Фоноцентризм индийской традиции и атомистический подход»).
  • 2013, 14 октября – Докладчик на Международной конференции «Русские интеллектуалы на Лигурийском побережье Италии», подготовленной Институтом философии РАН, Фондом «Русское либеральное наследие», «Русским домом» в Генуе при поддержке Генерального консульства РФ в Генуе (доклад: «О любви Чехова к кладбищам: от Таганрога до Генуи»). См:. http://www.rusliberal.ru/full/novostnoj_razdel_tcentralnij/russkie_intellektuali_na_ligurijskom_poberezhe_italii/).
  • 2013, 25 ноября – Докладчик на Международной конференции «Тело и сознание в философиях Индии» в рамках фестиваля индийской культуры в Европе – Europalia, Брюссель (доклад: «Le Bouddhisme ancien sépare-t-il le corps et l'esprit ? («Признавалась ли в раннем буддизме психо-физическая проблема?»)). См.: http://www.academieroyale.be/cgi?lg=fr&pag=774&tab=87&rec=1628&frm=0.
  • 2014, 20 ноября - Девятая лекция в рамках проекта «Анатомия философии: как работает текст» – В.Г. Лысенко «Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада "Собрание характеристик категорий")».
  • 2015, 2 февраля - публичная лекция в русском культурном центре, Калькутта, Индия (тема: «Russian scholar Fedor Stcherbatsky and his studies of Indian Philosophy»). См. http://cs621923.vk.me/v621923704/13b8d/jnofQJonuRw.jpg 2 .02.2015..
  • 2015, 12 февраля - публичная лекция на Философском факультете университета г. Майсур (штат Карнатака, Индия) (тема: “Eurocentric stereotypes in teaching Indian philosophy in Russia»). Сообщение в прессе: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-national/tp-karnataka/lecture-on-indian-philosophy-today/article6885355.ece
  • 2015, 13 марта - публичная лекция в Центральном университете тибетских исследований (CUTS), Cарнатх, Индия (тема: «Buddhist atomism»).
  • 2015, 10 апреля - публичная лекция в рамках цикла лекций «Российские индологи об Индии». Москва, ИФ РАН (тема: «Что такое индийская философия и в чем состоят стереотипы ее восприятия на Западе и в России?»). См.: http://iph.ras.ru/page19650598.htm
  • 2015, 19-20 мая - докладчик на Международной научной конференции «“Живое тело” в истории философии», Москва, ИФ РАН (доклад: «Что делает тело живым? Тело и одушевляющий принцип в индийской мысли»).
  • 2015, 25 мая - докладчик на XXXVI Зографских чтениях, организованных МАЭ РАН (Отдел Южной и Юго-Западной Азии), СПбФ ИВ РАН и Восточным факультетом СПбГУ. Санкт-Петербург (доклад: «Атомистический подход в буддизме»). См. http://so-l.ru/news/show/xxxvi_zografskie_chteniya_25_27_maya_2015_g
  • 2015, 22 сентября - докладчик на Международном форуме «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Элиста, Калмыкия (доклад: «Место философии в буддизме»). См. http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=4145&Itemid=48
  • 2015, 29 октября - докладчик на Международной конференции «Санскрит и индологические исследования в Индии, России и сопредельных странах» (International conference "Sanskrit and Indological Studies in India, Russia and Neighbouring Countries"), Москва, РГГУ (доклад: «Buddhist atomism in comparative perspective»). См.: http://istina.msu.ru/conferences/11498308/
  • 2015, 11 ноября - докладчик на Симпозиуме «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике», Конгресс-центр Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, Москва (доклад: «Категории Аристотеля и категории (падартхи) индийского философа Прашастапады: сходства и различия»). См. http://www.nsu.ru/classics/Aristotle-October-2015.pdf
  • 2015, 3 декабря - докладчик на Международной конференции «Colloque international À l’épreuve de l’Europe», Бордо, Франция (доклад: «La notion d’eurocentrisme en philosophie: les obstacles sur le chemin de son auto-compréhension» (Понятие евроцентризма в философии: препятствия на пути к самопознанию)).
  • 2015, 9–10 декабря – speaker (papers: “The problem of qualia in the perspective of the Buddhist theory of consciousness”, “Consciousness, cognition and Culture: Implications for the 21st century””) at the National Institute of Advanced Studies, Bangalore, India. Cf.: http://niasconsciousnesscentre.com/Conf-2015/a/CSP-CONF-FINAL-RPOGRAMME.pdf 
  • 2016, 26 апреля - докладчик на 78-е заседании междисциплинарного научно-теоретического семинара "Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта", ИФРАН (доклад: «Чем подход индийских философов к исследованию сознания отличается от западного?») http://iphras.ru/uplfile/ai/sem/ai78.pdf. 
  • 2016, 11—13 мая - докладчик на Научной конференции XXXVII Зографские чтения. Проблемы интерпретации традиционного индийского текста, Санкт-Петербург, Российская христианская гуманитарная академия (доклад: "Проблема квалия в свете буддийской философии") http://www.kunstkamera.ru/index/science/konferencii_i_seminary/2016/xxxvii_zografskie_.
  • 2016, June 1-2 - докладчик на международной конференции Inter-religious and inter-cultural dialogue in a pluralistic world: Philosophical and Theological Perspectives, Constanța (Romania). (paper: "Relation between Philosophy and Religion in India: A Comparative Perspective").
  • 2016, 4-6 June - докладчик на международном семинаре Knowledge and Spirituality. Religious Dimension of Man in the Horizon of Contemporary Challenges, Vatra-Dornei (Romania). (paper: "Buddhism as an interactive message: the principle of Upaya Kaushalya").
  • 2016, 23 июня - лектор, Цикл философских бесед «Реплики» (библиотека им.Ф.М.Достоевского, орг. Ю.В.Синеокая) В.Г. Лысенко и Д.И. Дубровский беседуют на тему: «Природа сознания: Восток – Запад», http://iphras.ru/14_61.htm.
  • 2016, 5–6 октября - докладчик на научной конференции «Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук», ИФ РАН (доклад: "Субъективность (проблема квалиа) в буддийской философии") http://iphras.ru/page13079430.htm.
  • 2016, 18 октября - докладчик на Московской международной конференции по Аристотелю «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности», ИФ РАН (доклад: «Возможности сравнения систем категорий Аристотеля и Прашастапады») http://iphras.ru/uplfile/histsc/conference/_MIAC_2016.pdf.
  • 2016, 4 ноября - докладчик на Международном симпозиуме LEIBNIZ HEUTE LESEN INTERNATIONALES SYMPOSIUM. ÖSTERREICHISCHE AKADEMIE DER WISSENSCHAFTEN. 1010 WIEN (доклад: "The Monadology in the Perspective of an Atomistic Approach: some Indian Parallels").
  • 2016, 7–8 ноября - организатор и модератор Международной конференции «Буддизм и феноменология», ИФ РАН http://iphras.ru/7_8_11_2016.htm.
  • 2016, 10 ноября - докладчик на круглом столе "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", ИВ РАН (доклад: «Место философии в буддизме») https://www.ivran.ru/novosti-nauki?artid=5802.
  • 2016 - организатор и модератор французского философского клуба для франкофонов Москвы «La philosophie d’expression française». Три лекции профессора Сорбонны Мишеля Юлена на общую тему «Религиозный опыт в перспективе современных нейронаук». http://iphras.ru/uplfile/root/projects/francaise/club_philo_2.jpg.
Исследовательские проекты
  • РГНФ 1997-98, 97 -03-04 421с «Проблемы индийской философии в "Собрании характеристик категорий " Прашастапады";
  • РГНФ 2002-2004, 02-03-18064a «Вьякарана и вайшешика о языке, мышлении и реальности (сравнительное исследование)»;
  • РГНФ 2005-2007, 05-03-03069а, «Индийская и западная мысль о непосредственном и опосредованном в чувственном восприятии. Сравнительное исследование».
  • РФФИ 2010-2012, 10-06-00433а 2010-2012, «Воспринимать мир через тело/разум: когнитивные науки и философские учения буддизма, индуизма и даосизма» совместно с Е.Н.Князевой и И.А.Бесковой (руководитель проекта Е.Н. Князева).
Интервью с автором
  • Интервью газете The Times of India: http://timesofindia.indiatimes.com/home/opinion/interviews/Branches-of-Indology-like-religion-flourishing-in-Russia/articleshow/6184290.cms
   

 

Сайт Русской антропологической школы при РГГУ: narod.kogni.ru

E-mail: vglyssenko@yandex.ru