Проект Института философии РАН и библиотеки им. Ф.М. Достоевского «Анатомия философии: как работает текст»
О.П. ЗубецВеличавый Аристотеля: «странный» текст и великая идея9 апреля 2015 года 9 апреля (четверг) в 19.00 в библиотеке им. Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, 23) в рамках проекта Института философии РАН «Анатомия философии: как работает текст» состоялась лекция к.ф.н. О.П. Зубец на тему: «Величавый Аристотеля: “странный” текст и великая идея». Встречу вела д.ф.н. Ю.В. Синеокая.
Аристотель дал имя этике, ее теорию, систему проблем и понятий. В его этическом учении есть особый фрагмент, посвященный величавости и Величавому. Наиболее развернуто он изложен в «Никомаховой этике» (EN 1123a 34 – 1125a 35). Этот фрагмент имеет собственную историю прочтения и сложностей перевода, отличается целостностью, самостоятельностью и особой провокативностью. В нем говорится о величавости как особой нравственной добродетели и о Величавом как ее воплощении. И то, и другое в неразрывном единстве создают философский идеал человека, самодостаточного в пространстве деятельного образа жизни, то есть поступка. Текст может казаться крайне противоречивым: честь и высоко ценится и оказывается «пустяком», поступающий человек не торопится поступать, добродетельный ценит свое благодеяние и не помнит о благодеянии по отношению к себе, более того, он – презирающий. В истории мысли образ Величавого вызывал неприятие и стремление исправить его в духе христианской морали. 94-й сонет Шекспира, в котором описывается Величавый, разделил судьбу аристотелевского фрагмента. Общение с этими текстами дает возможность понять мораль как форму субъектности человеческого существования.
Фоторепортаж |
|||||
|