Р.Г.Апресян. Спецкурс «Нормативная этика»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. Золотое правило в конфуцианстве.
Специфические культурно определенные черты ЗП в конфуцианстве: а) в отличие от иудейско-христианского ЗП – обращаемость ролей и позиций, но не равенство (более того, принципиальное неравенство); б) как и в христианстве, ЗП – один из основополагающих принципов, характеризующих способ мотивации действия (см. Лунь Юй 5:24), но не его содержание; тем не менее, нормативное содержание прояснено.
2. Специфически конфуцианский нормативно-этический контекст ЗП
задается тремя принципами: жень-человеколюбие, чжун-преданность (государю) и шу-снисхождение (забота о людях), и нормативно-ценностно ЗП однозначно ассоциируется с этим этическим содержанием. ЗП возможно, поскольку человеческая природа изначально добра. Действие ЗП опосредствовано ожиданием непринужденности влечения (спонтанности) и требованием (само)ограничения. С последним связаны особые интерпретации смыслов негативной и позитивной формулировок ЗП.
3. Основные характеристики ЗП в конфуцианстве:
а) интенциональность; б) неравенство, в) иерархия.
Обращаемость, предполагаемая ЗП и основывающаяся на воображаемом обмене ролями, связывается с особой ролью познавательной интуиции, единства сердца-и-ума в постижении человеком другого, а также в признании конечной родственности всех людей. Соединенность с воспитанием характера. Различные смыслы в разных сферах практики.
Литература:
Источники
Да сюэ [10:1]; Лунь Юй [4:15; 5:12 ; 6:28; 12:2 ; 15:24 ]; Чжун юн [ 13 ]; Мэн-Цзы [1,А,7; 1,B,4; 4,А,10; 7,А,17 ] // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит. и коммент. Отв ред. Л.С.Переломов. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004.
Комментарии, анализ, полемика
Конспект лекции «Конфуцианское Золотое правило»