П.Д.Тищенко
Биоэтика как прикладная этика
3. Антипринципализм:
этика добродетелей, казуистика и нарративная этика
1. Общая характеристика антипринципализма . Антипринципализм (Anti-Principlism) как реакция на доминирование принципализма, который за технологией применения принципов и правил к конкретным ситуациям потерял отношение к человеку как объекту и субъекту биомедицинских манипуляций как к личности. В той или иной форме предполагается отход от (или дополнение) рационалистического «балансирования» (взвешивания) конфликтующих правил и принципов в конкретной ситуации обращением внимания на целостность человека как морального существа.
По сути, этика добродетелей, казуистика и нарративная этика в биоэтике не исключают полностью принципализм, но обращают внимание на необходимость использования дополнительных ресурсов при подходе к разрешению конкретных жизненно-практических ситуаций.
2. Этика добродетелей в биоэтике представлена прежде всего работами Д. Томасмы и Э. Пеллегрино. Пафос их рассуждений следующий: недостаточно знать рациональный смысл принципов (например, принципа справедливости), необходимо воспитывать в человеке справедливость как черту его характера. В этом – главное направление морального совершенствования врачебной деятельности.
3. Казуистика (casuistry, Argument by case) – попытка выработки правильного ответа на моральное затруднение путем обоснования того или иного решения ссылкой на уже состоявшееся признанное как верное решение в предшествующем случае. Подобного рода случай (казус) называется «парадигмой». Широко представлен в религиозной традиции. В биоэтике на значимость казуистики обратили внимание А. Джонсен и Ст. Тулмин. В отличии от религиозной традиции в биоэтике на роль «парадигмы» (прецедента) могут претендовать не только священные, но и мирские события, которые ранее были подробно обсуждены и разрешены некоторым общезначимым способом.
4. Нарративный подход широко представлен в различных антипринципалистских учениях. Объективные описания в науке и формальные принципы принципализма не в состоянии целостно представить сложную ситуацию, в которой оказывается человек в современной биомедицине. Это доступно только повествованию. С точки зрения сторонников нарративного подхода этический анализ начинается с адекватного изложения ситуации, которое должно обеспечить представление о вовлеченных в ситуацию субъектах как конкретных личностях. Поэтому в этическом образовании делается акцент на изучение художественной литературы. Особенно интересен для ситуации в России, в которой литература (в лице Пушкина, Толстого, Достоевского, Вересаева, Солженицина и др. писателей) была одним из основных источников нравственного самосознания.
Литература :
- Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича.
- Вересаев В.В. Записки врача.
- Jonsen A. R., Toulmin S. The Abuse of Casuistry. Univ. of California Press, 1998.
- Pellegrino E., Thomasma D . For the Patient's Good. The Restoration of Beneficence in Health Care. New York; Oxford: Oxford Univ. Press, 1998.
- Kleinman A. The Illness Narratives: Suffering, Healing, and the Human Condition, New York: Basic books, 1988.
|