В.Н.Назаров
Неизвестная русская этика
Тема 5. Культурология морали. Идея оправдания этики в контексте русской культуры (по статье Г.П. Федотова «В защиту этики»).
Одной из ключевых задач культурологи морали является проблема оправдания этики в культуре, этической апологетики культуры. В своей статье Федотов рассматривает кризис русской культуры как прямое следствие пренебрежения этикой, отношения к ней как к средству, а не самоцели, принесения ее в жертву политике, искусству, религии, праву и т.д. Концепция культурологической апологетики «этического» предполагает новый подход к его обоснованию в культуре. Суть этого подхода в том, чтобы представить этику «во всей конкретности, индивидуальности и неповторимости нравственного акта». Этика призвана насытить культуру живой, неповторимой реальностью (энергией) нравственного акта. Глубинное понимание природы нравственного акта позволяет рассматривать его как связующее звено между природой и духом, как исход личности в мир, как неповторимый путь изначального самоопределения и конечного выбора. Это и должно стать гарантией самоцельности этики в культуре, придать ей эстетическую самодостаточность, политическую значимость и религиозную ценность.
Литература
- Федотов Г.П. В защиту этики
// Путь. Париж, 1939. № 60.
- Созидатель богословия культуры (редакционная статья) // Путь. Нью-Йорк, 1986. № 8-9.
- Назаров В.Н. Русский культурный ренессанс начала XX века:
борьба за этическое мировоззрение // Философское образование, 2000.
№ 4.
|