The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

В.Н.Назаров
Неизвестная русская этика

Тема 4. Теология морали. Идея авто-теургической этики (По статье Г.Д. Гурвича «Этика и религия»).

Вопрос о соотношении этики и религии приобретает особую значимость в ситуации новой мировоззренческой парадигмы, связанной с интеграцией религии и морали в модель глобальной культуры. Статья российского философа и социолога Г.Д. Гурвича, является характерным примером новаторского и прогностического подхода к решению данной проблемы. В своей статье Гурвич исходит из двух предпосылок: 1) данную проблему необходимо рассматривать не в конфессиональном, а в общемировоззренческом ключе, т.е. в плане отношения этики к религиозному акту как таковому, независимо от конкретного вероисповедания; 2) необходимо отказаться от традиционных способов решения данной проблемы (автономии, гетерономии и теономии), которые при всем их различии исходят из одного стереотипа – из «номии» («закона»). Гурвич предлагает «четвертый путь» решения, который он называет «авто-теургией». Это - путь самостоятельного участия человека через независимое нравственное действие в Божественном творчестве мира. Гурвич характеризует его как «светское богослужение», как ренессансный путь к Богу через нравственное участие в делах мира. Поскольку мир продолжает непрерывно твориться, человек призван помогать Богу в этом творении. Бытие мира непосредственно зависит от нравственного творчества человека. Нравственный акт с авто-теургической точки зрения есть акт непосредственного соучастия человека в мировом творчестве, через слияние его волевого усилия с творческой потенцией мирового духа. Это слияние, согласно Гурвичу, достигается через « волезрение », т.е. такое состояние человеческого духа, при котором эмпирическая воля человека возвышается до непосредственного видения творческого акта не как объекта знания, но как акта воли и действования. Характерно, что в социальном отношении Гурвич определяет авто-теургическую этику как этику солидаризма.

Литература

  • Гурвич Г.Д . Этика и религия // Современные Записки. Т. XXIX . Париж, 1926.
  • Городенский Н.Г . Отношение нравственности к религии // Богословский Вестник, 1896. № 11.
  • Зеньковский В.В . Автономия и теономия // Путь. Париж, 1926. № 3.

Обновление: 11.04.2005.