The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

В.Н.Назаров
Неизвестная русская этика

Тема 3. Социология морали. Идея героической этики (по работе П.С. Боранецкого «О достоинстве человека: Основания героической этики»).

Своеобразие нравственного творчества Боранецкого выразилось в том, что он попытался создать оригинальный вариант этики «третьего пути», отвергающей как религиозно-метафизическую традицию этики, так и материалистические и позитивистские подходы к ее обоснованию. Согласно Боранецкому, «новому масштабу сознания и бытия может соответствовать лишь новое, титаническое миросозерцание – Прометеизм, или антропономизм , с его понятиями о творческом величии и могуществе человека.

Принцип героического конституируется в этике Боранецкого двумя основными моментами: творчеством и единством , что соответствует двум началам титанического миросозерцания: «демиургическому принципу творчества» и «универсалистическому принципу единства». Титаническое миросозерцание призвано, прежде всего, решить задачи «организации мира» и «творческого овладения природой и историей». При этом этика титанизма должна осуществить «демиургическую мобилизацию творческих возможностей человека», «гармонизацию жизни» и «гармоническое объединение людей». Высшая нравственная квалификация, которая может быть сообщена задаче организации мира – это преображение мира как абсолютный подвиг творчества; оно есть дело спасения мира, преодоления мирового зла, в особенности, зла смерти. Боранецкий подчеркивает, что титанический героизм имеет совершенно иную природу, чем героизм традиционный. Героизм прошлого был только «случайно – эпизодическим», вызванным чрезвычайными обстоятельствами (войнами, революциями, стихийными бедствиями и т.п.) и условно-героическим» в плане своего нравственного достоинства. Он не отвечал требованиям подлинно героической этики ни со стороны творческой, демиургической, ни со стороны всеобщей, гармонической. Эпоха титанизма открывает возможность героического для всех, а не только для избранных.

Литература

  • Боранецкий П.С . О достоинстве человека: Основания героической этики. Париж, 1950.
  • Карлейль Т . Герои, почитание героев и героическое в истории // Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994.
  • История этических учений. М.: Гардарики, 2003 (Раздел восьмой. Россия, глава IV , § 6).

Обновление: 11.04.2005.