А.И.Кобзев
История китайских этических учений
5. Анализ «Великого учения»
«Да сюэ» - самое краткое произведение (1755 иероглифов) из числа конфуцианских «канонов», созданное в 5 – 3 вв. до н.э., частично самим Конфуцием, входящее как в конфуцианское «Пятиканоние» («У цзин»), так и в неоконфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Уже его название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение» - учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука» - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» - мировоззренческие наставления для взрослых людей. По-разному, вплоть до исправления текста, он интерпретировался различными направлениями конфуцианцев. При этом трактат всегда оставался первоосновой традиционного образования и мировоззрения.
Литература:
- Кобзев А.И . Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 483–499.
- Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 149–174.
- Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986. С. 227–251.
- Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004, С. 71–122.
|