The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

А.И.Кобзев
История китайских этических учений

4. Конфуцианская антропология

Центральной антропологической проблемой традиционной китайской философии была проблема «природы человека» (жэнь син). Уже создателями конфуцианства были предложены такие ее решения, которые наметили магистральный путь дальнейших теоретических поисков и обусловили решающее значение ее аксиологического аспекта. Ко времени основателя последней из оригинальных неоконфуцианских школ Ван Янмина (1472 – 1529) были последовательно выдвинуты и пересмотрены все основные возможные на этом пути принципиально разнящиеся решения, и его теория явилась последним существенным шагом вперед.

Конфуцианские концепции природы человека отличает понятийно-терминологическое единообразие, все они концентрируются вокруг основополагающей для китайской философии категории «син» («природная сущность, качество, характер, пол»). Ее главный теоретический смысл – конкретная индивидуальная природа, т.е. естественные и подлинные качества каждой отдельной вещи или категории вещей-дел, а преимущественно – человека. И без специального определения иероглиф «син» часто обозначает именно человеческую природу. За этим стоит не терминологическая расплывчатость, а мировоззренческая установка, согласно которой человек мыслился одним (хотя и центральным) из «десяти тысяч [родов] вещей», образующих мир.

В философских построениях «[индивидуальная] природа», как правило, фигурировала в соотношении с понятиями «добро» (шань), «зло» (э), «сердце» (синь), «предопределение» (мин), «чувства/чувственность, свойства» (цин), «принцип» (ли).

Литература:

  • История этических учений. М., 2003. С. 75–105.
  • Кобзев А.И . Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 249 – 331.
  • Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983. С. 163–242.
  • Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 55–87, 126–148.

Обновление: 04.05.2005.