The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

А.И.Кобзев
История китайских этических учений

3. Категориальные основы китайской этики

«Ли» («благопристойность») – одна из центральных категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая в себе два основных смысла – «этика» и «ритуал», в процессе обусловленной этимологией понятийной онтологизации стала представляться выражением важнейшего фактора не только культуротворчества, но и космоупорядочения.

«Дэ» («благодать, добродетель») – древнейшая протофилософская категория, центральное философское понятие и общекультурный символ с религиозно-мифологическими коннотациями, один из главных конститутивных элементов «китайской идеи».

Сопоставимая с Логосом и Брахманом категория «дао» («Путь») в паре с коррелятивной категорией «дэ» может выступать в качестве предельно обобщенного определения всего содержания китайской классической философии, обозначая и ее ведущие направления – даосизм и неоконфуцианство (дао сюэ). Вместе с другими коррелятивными категориями: «ци» («орудийные предметы») и «тай цзи» («Великий предел») «дао» выражает представление о синергии Неба и человека в благом абсолюте.

Одна из основополагающих категорий китайской философии и духовной культуры «жэнь» («гуманность»), выражая идею любви к людям и гармонию мира, совмещает три смысловых аспекта: 1) морально-психологический – «[родственная] любовь-жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «должной справедливостью» (и), ритуальной «благопристойностью» (ли), «разумностью» (чжи), «благонадежностью» (синь); 2) социально-этический – совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический – «приязнь к вещам» (ай у), т.е. симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.

Парная «жэнь» категория «и» («должная справедливость») объединяет долг со справедливостью, бескорыстную ответственность с соответствием смыслу, заключая в себе идею «правильного» (чжэн) «соответствия» (и) содержания форме, субъективных потребностей – объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости – внешним императивам общественного долга.

Литература:

  • История этических учений. М., 2003. С. 32–74.
  • Кобзев А.И . Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 155–248.
  • Дао, Даодэ, Дэ, Жэнь, И, Ли-выгода, Ли-ритуал // Этика: Энциклопедический словарь. С. 101–104, 136, 140–141, 158–159, 236–239.
  • Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 11–35.

Обновление: 04.05.2005.