The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

А.И.Кобзев
История китайских этических учений

2. Четыре главные этические программы китайской философии

Специфические особенности китайской философии сформировались уже в древности, в «золотой век» ее истории, когда в ней происходила идейная борьба «ста школ» (VI – III вв. до н.э.). Из этого множества направлений четыре главные этические программы – гуманизма, натурализма, утилитаризма и этатизма – были выработаны соответственно конфуцианством (жу цзя), даосизмом (дао цзя), моизмом (мо цзя) и легизмом (фа цзя). Дальнейшее развитие автохтонной этической мысли в традиционном Китае не выходило за рамки этих общих установок. Принятие других принципов было всецело обусловлено инокультурным влиянием, прежде всего буддизмом, а затем христианством и марксизмом.

Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока «школа-семья ученых-интеллектуалов» (жу цзя/цзяо), известная на Западе как конфуцианство, возникла в Китае на рубеже 6–5 вв. до н.э., развивалась в виде своеобразной социально-этической антропологии, сосредоточивая свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п., благодаря чему в течение веков выработало беспрецедентно гибкую и эффективную этику ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования.

«Школа-семья Пути» (дао цзя/цзяо), или «школа-семья Пути и благодати», несущая в своем названии центральные этические категории, в современном китайском языке передающие само понятие «мораль, нравственность» (дао-дэ), - оригинальнейшее философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии, а буддизму как религии и известное на Западе под именем «даосизм», создало отмеченную рафинированным эстетизмом и магическим сциентизмом этику индивидуалистического натурализма, основанную на природосообразном недеянии и алхимическом делании, диалектическом уравнивании жизни со смертью и макробиотическом экспериментировании в поисках бессмертия.

Моизм, или «школа-семья Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, единственное, названное по имени основателя, сформировалось в 5–4 вв. до н.э. и получило широкое распространение в 4–3 вв. до н.э благодаря активной пропаганде этики объединяющей любви и взаимной пользы, а также порой доходившей до экстремальных форм практической деятельности по распространению религиозно-популистского утилитаризма.

Легизм, или «школа-семья закона» (фа цзя), образовавшись в 4–3 вв. до н.э. как теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, на основе доктрины законнического этатизма и этики тотальной власти впервые в китайской истории добился статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207).

Литература :

  • История этических учений. М., 2003, с. 12 – 31.
  • Конфуцианство, Конфуций, Даосизм, Мо Ди, Мо цзя, Легизм // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 149–159, 96–99, 226–229, 232–235, 161–163.
  • Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Легизм // Этика: Энциклопедический словарь. С. 224–225, 104–106, 266–267, 231–234.
  • Рубин В.А . Личность и власть в древнем Китае. М., 1999. С. 8–76.

Обновление: 04.05.2005.