The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

А.И.Кобзев
История китайских этических учений

1. Китайская философия как суперэтика

Из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской – первая и последняя в наибольшей степени отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качество является ее универсальная этизированность, то есть не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение с точки зрения морали всех основных философских тем, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной «моральной метафизики».

В научной литературе общепризнанна специфическая этизированность традиционной китайской философии. В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо изучен. Но обычно под этизированностью тут понимается абсолютное преобладание этической проблематики, что далеко не исчерпывает глубокого содержания данной характеристики.

Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотчлененным от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т.п.

Более того, в китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также гносеологический и онтологический смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как «добро» (шань), «благодать – добродетель» (дэ), «подлинность – искренность» (чэн), «гуманность» (жэнь) и пр. Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке уникальной теории – «моральной метафизики».

Литература :

  • История этических учений. М., 2003. С. 7–11.
  • Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3–55, 173–235, 274–308.
  • Кобзев А.И . Китайская философия // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 249–254
  • Ткаченко Г.А . Китайская этика // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 215–221.

Обновление: 04.05.2005.