The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Роберт Холмс (США)
Смертная казнь

1. Что есть наказание? Нас интересует наказание как институализированная практика в обществе. Как таковая, она может быть определена следующим образом:
Наказание – преднамеренное причинение предписанного страдания, лишений или смерти людям за установленные преступления, совершенные ими, или теми, с кем их связывают.

Как таковое наказание отличается от мести, являющейся возмездием за увечья или несправедливое обращение (совершаемое самим человеком или теми, кто идентифицирует себя с ним). Месть может быть соразмерным возмездием, но необязательно (причиненный местью вред может превосходить вред, послуживший толчком к мести). Месть отличается от Lex Talionis , как взвешанного или пропорционального возмездия по отношению к нанесенному вреду или увечьям («Око за око…», Левит).

2. Обычно наказание обосновывается на основе или консеквенциализма или ретрибутивизма. Консеквенциалистское обоснование ориентировано в будущее, а ретрибутивистское – в прошлое.

Типичное консеквенциалистское обоснование общественного наказания заключается в утверждении, что оно способствует общественному благу, а именно, выполняет функцию устрашения, предупреждая аналогичные преступления. Но консеквенциалистское обоснование может также апеллировать к благу жертв преступления или даже самих преступников, о чем говорит Платон.
Консеквенциалистские обоснования:

а. благо общества
б. благо жертв
в. благо преступников

Ретрибутивистские теории обосновывают наказание, апеллируя к природе преступления, или характеру преступника, или к тому и другому, но безотносительно к последствиям наказания. Таким образом, требование наказания может основываться на гнусности самого преступления или злой или порочной природе преступника. Гегель считал, что смертная казнь демонстрирует уважение к преступнику как разумному существу, выражая отношение к нему как к ответственному за совершенное.

3. Может ли смертная казнь быть обоснована в качестве средства устрашения? Устрашение заставляет людей воздержаться от действия из-за предполагаемого возмездия. Предполагается, что если бы не ожидаемое возмездие, люди совершали бы данные действия. Проблема: нелегко понять, является ли смертная казнь средством устрашения в этом смысле (хотя мы можем убедиться, что ей не удается выполнять эту задачу в каждом случае убийства).

4. Может ли смертная казнь быть обоснована на ретрибутивной основе? Мы обладаем знанием о гнусности преступления. Но гораздо труднее быть уверенным в отношении характеров тех, кто совершает эти преступления. Проблема: Возможность раскаяния (морального блага) должна быть сопоставлена с ретрибутивистскими благами ответственности и уважения к разумному существу.

Литература
Mappes Th. A., Zembaty J.S. , eds. Social Ethics [Ch. 3] , 6 th ed. (McGraw Hill).



Обновление: 10.06.2005.