Роберт Холмс (США)
Контрактарианизм
1. Идея, лежащая в основе контрактарианизма, проста: если соответствующим образом определяемая группа людей при соответствующим образом определенных условиях свободно выбрала бы ряд руководящих жизнью принципов, эти принципы являются обоснованными. Этот подход помещает моральное обоснование непосредственно в царство человека, а не в царства религии или вечных истин.
2. Наиболее влиятельный пример такой теории мы находим у Джона Ролза в его «Теории справедливости». В этой работе Ролз гипотетически предполагает наличие группы рациональных, преследующих собственные интересы людей, действующих в некотором исходном положении (по терминологии Ролза). Они должны выбрать принципы, которыми будут руководствоваться во «вполне-упорядоченном обществе». Такое общество будет:
а. создано ради расширения блага его членов;
б. регулироваться общественной концепцией справедливости, которой будут соответствовать (и пониматься как соответствующие) основные институты общества;
в. характеризоваться тем, что каждый будет придерживаться одинаковых принципов справедливости;
г. стабильным.
3. Для сведения к минимуму ошибки при выборе принципов, Ролз оговаривает в качестве особого условия, что данные люди осуществляют свой выбор при условии «занавеса неведения». Среди прочих вещей, они не будут знать своего:
а. места в обществе;
б. классового или социального статуса;
в. природной одаренности, такой как ум или сила;
г. личного понимания добра;
д. личной психологии (например, отвращения к риску);
е. поколения, к которому они принадлежат в обществе.
Ролз считает, что в этих обстоятельствах люди осуществляли бы свой выбор в соответствии с правилом максимина: предпочитать такую альтернативу, наихудшее возможное последствие которой лучше наихудшего возможного последствия любой другой альтернативы. Соответственно, они выбрали бы два принципа:
1. каждый индивид должен обладать равным правом в отношении общей системы равных основных свобод, соотносимой со свободой всех;
2. социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и б) доступ к положениям и должностям был бы открыт для всех.
4. При этих условиях, выбор принципов станет примером чисто процедурной справедливости, утверждающей, что если процедура совершенно справедлива, то и ее результат (например, распределение выгод) справедлив.
Литература
Rawls J. Theory of Justice. 2-nd ed. Harward.
|