The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Роберт Холмс (США)
Консеквенциализм

1. Консеквенциализм является частью нормативной этической теории, точнее теории права или должного. Более простым способом ее можно определить так:
Консеквенциализм – это точка зрения, согласно которой, правильность или неправильность действий определяется исключительно их последствиями.

Остается открытым вопрос о том, что именно в последствиях действий определяет их правильность или неправильность. Наиболее распространенный взгляд – что это их ценность (они могут быть хорошими и плохими). Другие варианты – что это а) число прав, которые были соблюдены, или в) количество предотвращенных проступков. Мы ограничимся рассмотрением утилитаризма, основанного на ценности действия.

2. Утилитаризм и этический эгоизм – прототипы консеквенциалистских теорий, различающиеся пониманием той сферы, к которой относятся последствия, а именно: для людей вообще (утилитаризм) или только для самого субъекта действия (этический эгоизм).

3. Существует много вариантов утилитаризма, наиболее значительные из них:

а. Утилитаризм действия: правильность индивидуальных действий определяется перевесом добра над злом, который был произведен ими.
в. Утилитаризм правила: правильность индивидуальных действий определяется тем, согласуются ли они с соответствующими точно определенными правилами, обоснование которых в свою очередь основано на утилитаристских соображениях. Основные претенденты на роль таких правил – следующие:

– Конвенциональные общественные нормы (утилитаризм конвенционального правила).
– Те правила (независимо от того, являются ли они общепринятыми и признанными), которые приводили бы к наилучшим последствиям, если бы им следовали (утилитаризм идеального правила).

4. Чтобы полнее определить утилитаризм, необходимо связать его с теорией ценности. Классические взгляды Бентама и Милля были гедонистичными: они считали, что удовольствие и только удовольствие является добром по своей внутренней сущности. Из этого следует, что при определении правильности действий необходимо рассматривать соотношение удовольствия и страдания, произведенных ими. В то же время, существуют и плюралистические теории ценности, утверждающие, что удовольствие является добром по своей внутренней сущности, но допускающие, что существуют и другие явления (такие как добродетель или знание), которые также являются по своей сущности добром.

Литература
Readings: S. Scheffler, Consequentialism and its Critics (Oxford).




Обновление: 10.06.2005.