The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Роберт Холмс (США)
Этика добродетели

1. Мораль имеет дело с человеческим поведением. Но различные этические подходы ориентируются в первую очередь или непосредственно на поведение (этика поведения) или на природу и характер людей, совершающих поступки (этика добродетели). В частности, этика добродетели выделяет черты характера, привычки или склонности, составляющие характер. Некоторые из них, такие как мужество и умеренность, считаются добродетелями. Другие, такие как трусость и жадность – пороками.

2. Платон, подобно многим древним грекам, выделяет четыре кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Он определяет добродетель как то, что позволяет кому-то или чему-то хорошо выполнять свою особую функцию. В основе такого понимания лежит телеологическая концепция человека (и природы в целом). А именно – идея, что каждая часть тела имеет особую функцию (глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать). Определенное качество глаз позволяет им видеть, а ушей – слышать. Подобно этому, особая функция души заключается в том, чтобы дать возможность всему человеку жить хорошо. Добродетель, лежащая в основе этой возможности – справедливость, означающая гармоничное функционирование всех частей души (разума, духа, желаний).

3. Аристотель различает моральные и интеллектуальные добродетели. Интеллектуальные добродетели включают теоретический и практический разум, к моральным добродетелям относятся щедрость, мужество, справедливость. Моральные добродетели являются привычками, формируемыми в результате осознанного совершения правильных действий в подходящих обстоятельствах. После повторяющегося совершения правильных действий, правильное поступание (в ситуациях данного рода) становится привычным. Тогда человек обладает данной определенной добродетелью.

Фома Аквинский следует за Аристотелем в описании добродетелей как привычек, но добавляет теологические добродетели: веру, надежду и милосердие.

4. Главная проблема этики добродетели: каково отношение между добродетелью и правильным поступком? Если, по Аристотелю, правильное поведение должно предшествовать добродетели, тогда этика поведения приоритетна по отношению к этике добродетели. Мы сначала должны иметь этику поведения, а затем вывести из нее добродетель. Если же, наоборот, сначала идет этика добродетели, а правильное поведение понимается как вытекающее из добродетельного характера, тогда каким образом (если не посредством правильного поведения) возможно познание добродетелей?

Литература
Holmes R.L. Basic Moral Philosophy [Ch. 3-4]. 3-rd ed. Wadsworth.


Обновление: 10.06.2005.