The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

А.А. Гусейнов
Человек праведный

Примерный план обсуждения одноименной пьесы Г. Марселя

Предлагаю рассмотреть пьесу контекстуально, имея в виду, однако, не контекст философии Марселя или исторических особенностей эпохи её создания, а контекст нашего собственного опыта моральных размышлений и переживаний. Это значит: анализировать изображенных в пьесе героев, события и ситуации так, как если бы мы сегодня реально имели с ними дело.

Предметом обсуждения могли бы стать следующие вопросы, которые, на мой взгляд, вытекают из пьесы и поддаются осмыслению на ее материале.

1 . Как можно понять эпиграф «Явись тем, кто ты есть»? (Всегда ли человек знает, кто он есть и как ему узнать это? Не лучше ли, по крайней мере в отдельных случаях, чтобы человек не являлся тем, кто он есть, а просто следовал принятым канонам общественного поведения и нормам приличия? Какую роль в стремлении человека пробиться к самому себе играет умение сдерживать свои естественные желания, готовность жертвовать собой?)

2. Что такое вера? (Прочитайте пьесу, выделяя различные значения, в которых употребляется слово «вера». Что есть общего между этими значениями, и какие особенности нравственного бытия индивидов фиксируются понятием веры? Как связаны между собой нравственный и религиозный аспекты веры?).

3. Что означает раскаяться в своем собственном поступке или простить чужой поступок? (Смысл вопроса заключается не в том, чтобы найти различие между раскаянием и прощением, а в том, чтобы раскрыть общий обоим процедурам механизм. В частности, установить, что происходит в том и другом случае с недостойным поступком, каким образом он изымается из причинного ряда, детерминирующего поведение).

4. Существуют ли особые обязанности перед умирающим и, если да, то чем они обусловлены?

5. Какова мера нравственной ответственности индивида за совершаемые им поступки? Вправе ли он перелагать вину за них на других?

Практическое задание.
Распределите героев пьесы по двум рубрикам, взяв за критерий в одном случае 1) меру их нравственного совершенства, в другом случае 2) их склонность артикулировать нравственными терминами и оценками. Сопоставьте и проанализируйте полученные результаты. (Напишите соответствующие списки на отдельных листках, чтобы их можно было обобщить).

Литература

 

Обновление: 20.06.2005.