Предраг Чичовачки (США)
Проблема морального авторитета в кантовской и послекантовской
этике
Занятие 4. Читая Канта: О первом и втором прочтении одного и того же текста (практическое занятие)
Читая философский текст, мы всегда имеем две основных задачи: 1) понять его, 2) оценить. Так как мы уже знакомы с кантовскими «Основаниями метафизики нравов» и предположительно уже поняли их основные утверждения и предположения, мы попытаемся критически оценить отдельный текст – первый раздел этой его работы. Основные утверждения, сделанные Кантом в этом разделе, могут быть реконструированы следующим образом.
1. Ничто в мире не может быть названо добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли
2. Наш разум сосредоточен не на счастье, но на идее другого, более значимого стремления: единственная функция разума должна состоять в том, чтобы порождать добрую волю саму по себе, а не волю как средство для какой-нибудь другой цели.
3. Добрая воля не является единственным и полным благом, но она есть основание любого другого блага, даже желания счастья.
4. Понятие долга: Мы можем делать нечто: 1) по чисто эгоистическим причинам, 2) сообразно с долгом, 3) из чувства долга. Чтобы обладать моральной ценностью действие должно быть совершено из чувства долга. Кант: долг это необходимость действия, совершенного из чистого уважения к практическому закону.
5. Всеобщее следование практическому закону. Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон (пример: дача ложного обещания).
6. Ни наука, ни философия не нужны для того, чтобы узнать, что мы должны делать, чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными. Когда известен принцип универсализуемости, даже обыкновенный человек хорошо знает, как разграничить добро и зло и как разграничить соответствующее и несоответствующее долгу.
Нашим домашним заданием будет исследование этих утверждений и формулирование критического мнения о каждом из них и обо всей их совокупности. В ходе занятия мы сравним наши критические замечания об этих взглядах.
Литература
|