The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Предраг Чичовачки (США)
Проблема морального авторитета в кантовской и послекантовской этике

Занятие 2. Реакции на этику Канта (лекция)

Несмотря на подавляющее большинство позитивных откликов на кантовскую этику, у его этического подхода всегда имелись свои критики. В этой лекции мы рассмотрим два вида критических соображений: 1) внутренние, которые возникают на основе последовательного развития и применения собственных оснований (или столпов) Канта, и 2) внешние, которые указывают на то, что Кант не учел некоторых важных моментов своей собственной концепции морали.

Обращаясь к внутренней критике, мы обсудим внутреннюю (не)согласован­ность первого и второго столпов в этике Канта, а так же некоторые возражения против третьего столпа. Кант доказывает, что принципы морали нельзя выводить и оценивать на основе опыта, так как они стоят над всяким опытом и обеспечивают нас идеалами и архетипами, к которым мы должны, насколько это возможно, приблизиться. Вполне может быть, что это именно так. Но затем, от нас требуется показать, что эти идеалы и архетипы являются подлинными и жизнеспособными, а не произвольными конструкциями и безосновными утопиями. Существует достаточно обоснованное мнение, что Кант не преуспел в этом и что неудача его возвышенных притязаний, касающихся роли разума и высшего назначения человека, должна заставить нас переоценить роль рациональности в нравственном опыте.

Многие внешние критические аргументы продолжают эту линию мысли и возвращают нас к переосмыслению проблемы морального авторитета. Кант не принимает идею, что Бог есть мера всех вещей, но его интерпретация тезиса, что мерой всех вещей является человек, также кажется странной. Ведь она не основана на целостном понимании человеческой природы, а лишь на доброй воле и чистом разуме. Некоторые критические соображения – имеющие дело с разграничением между природой и соглашением и подобные тем, что выдвинуты против Канта Р.Тейлором – будут развернуты более подробно.

Литература (в порядке важности для этой лекции)

  • Чичовачки П. Между истиной и иллюзией: Кант на перекрестках Современности (2002). Гл. 7. «Моральные иллюзии». С .103-118 (Predrag Cicovacki, Between Truth and Illusion: Kant at the Crossroads of Modernity (Lanham: Rowman and Littlefield, 2002), ch. 7, “Moral Illusions,” pp. 103-118)
  • Тейлор Р . Добро и зло (1970) (Richard Taylor, Good and Evil (New York: Macmillan, 1970).
  • Кант И. Основание метафизики нравов // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.
  • Кант И. Критика практического разума // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000, в особенности части о высшем благе и методологии С. 350-407.

Обновление: 10.06.2005.