The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Предраг Чичовачки (США)
Проблема морального авторитета в кантовской и послекантовской этике

Занятие 1. Три столпа кантовской этики (лекция)

Мы начнем с обсуждения вопроса о моральном авторитете, лучшее выражение которого может быть обнаружено в платоновских «Законах», где противопоставлены друг другу две крайних точки зрения: 1) позиция Протагора (человек есть мера всех вещей) и 2) традиционное античное убеждение, защищаемое самим Платоном (Бог есть мера всех вещей).

Используя эти концептуальные рамки, мы приступим к анализу кантовской этики. Целостная позиция Канта будет реконструирована на основе ее трех столпов: 1) морального чувства, или совести обыкновенного человека; 2) формальной точности моральных принципов, делающей мораль похожей на математику; наконец, 3) идеала, или платоновского понимания природы нравственных норм. Оставшаяся часть лекции будет посвящена дальнейшему прояснению каждой из этих фундаментальных идей.

Как и Протагор, Кант полагал, что было бы неразумно пытаться вводить новые моральные принципы, поскольку все мы уже имеем более или менее развитое чувство правильного и неправильного. Задача философа по отношению к морали состоит не в том, чтобы конструировать новую моральную систему, а в том, чтобы вернуть нечто, утерянное в результате влияния слабости воли и в результате преследования эгоистического интереса. Однако, кантовская реконструкция морали, с ее проработанной системой обязанностей, прав и императивов напоминает больше геометрическую систему, чем подход, свойственный этике здравого смысла. Более того, в своем стремлении формализовать ключевые моральные понятия, он не уделяет достаточно внимания различиям, которые существуют между моральными нормами как средством общей ориентировки, и теми самыми же нормами как руководством к конкретным действиям. Третий столп Канта (его платоновский идеал морали) обнаруживается в концепции высшего блага. Подобно Платону, Кант полагает, что принципы морали нельзя выводить и оценивать на основе опыта, так как они стоят над всяким опытом и обеспечивают нас идеалами и архетипами, к которым мы должны, насколько это возможно, приблизиться.

После предварительного исследования трех столпов становится понятно, что у Канта есть элементы как протагоровского, так и платоновского взглядов на предмет морального авторитета. Следующая лекция должна помочь нам понять, где же точно находится кантовская позиция в отношении к двум этим крайним возможностям.

Литература (в порядке важности для этой лекции)

  • Кант И. Основание метафизики нравов // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000.
  • Кант И. Критика практического разума // Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000, в особенности части о высшем благе и методологии С. 350-407.
  • Чичовачки П. Между истиной и иллюзией: Кант на перекрестках Современности (2002). Гл . 7. «Моральные иллюзии». С .103-118 (Predrag Cicovacki, Between Truth and Illusion: Kant at the Crossroads of Modernity (Lanham: Rowman and Littlefield, 2002), ch. 7, “Moral Illusions,” pp. 103-118)
  • Арендт Х. Между прошлым и будущим: восемь этюдов в области политической мысли (1968). Гл . 3. «Что такое власть?». С .91-141 (Hannah Arendt, Between Past and Future: Eight Exercises in Political Thought (New York: Penguin, 1968), ch. 3, “What is Authority?” pp. 91-141).

 

Обновление: 10.06.2005.