The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Р.Г.Апресян
Небезусловность ненасилия

1. Понятия насилия и ненасилия. Насилие – такое физическое, социально-организационное, психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), социальный (в том числе правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные страдания, а также угроза такого воздействия. Ненасилие – (а) обратное предыдущему: такое по характеру отношение к другому, при котором другому не причиняется вред и в отношении другого соблюдается справедливость; (б) метод разрешения конфликтов, противостояния несправедливости и ее пресечения.

2. Философия ненасилия, как родственной концепции толерантности и сопутствующих концепций прав человека, диалога, компромисса, сотрудничества и т.п., нуждаются в критическом социально-философском и этико-аксиологическом анализе. Названные концепты обсуждаются абстрактно - как некие универсальные нравственные принципы и даже в соединении с ситуативным анализом остаются не преломленными в поведенческие и социально-политические тактики, учитывающие во всей полноте живую практику разрешения и неразрешения конфликтов.

3. Социально-философский аспект. Какие социальные модели, общие и прикладные, предполагаются вышеназванными концепциями? - В качестве методологически важного примера можно предложить сравнительное рассуждение Гегеля по поводу этики Моисея и этики Христа и его предположение об отчетливо просматриваемых за той и за другой более общих установках. Современный мир, в том числе его христианский ареал, - это мир, живущий по модели «этики Моисея», т.е. мир частных, обособленных интересов, находящихся в постоянных противостояниях и конкуренции (как цивилизованной, так и варварской), но никак не «соборный», не всечеловеческий мир.

4. Этико-аксиологический аспект. Понятое абсолютно и принятое безусловно, требование ненасилия в условиях столкновения с явным и непосредственно угрожающим злом может оказаться лишь средством адаптивного, конформистского или эскапистского поведения. Требование активного противостояния и сопротивления злу, реально угрожающего не только и не столько мне, сколько моим ближним, а значит, и защиты ближних от зла - является приоритетным по отношению к требованию ненасилия. В нормативном плане этот вопрос специфицируется в котроверсии закона талиона и заповеди любви.

5. Этико-тактический аспект. Каковы принципы противостояния злу и каковы градации нравственных ограничений сопротивления злу при принятом выше условии, что именно требование противостояния и сопротивления злу является действительно приоритетным, т.е. абсолютным? Принципы применения силы, а значит, ограничения на масштаб и характер применяемой силы были сформулированы в так называемой теории справедливой войны.

Этика ненасилия (как социально-практическое выражение этики милосердия) должна быть дополнена этикой справедливости, одним из требований которой и является недопущение несправедливости.

Литература

  • Гегель Г . Дух христианства и его судьба // Гегель Г. Философия религии. Т. 1. М.: Мысль, 1975.
  • Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. С. 307 - 326, 339 - 353, 360 - 416; 426 - 448, 470 - 479. См. дискуссию по этой книге И.А.Ильина в издании: Ильин И.А. Соч. Т. 5. М.: Рарог, 1996.
  • Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под ред. Б.Коппитерса, Н.Фоушина, Р.Апресяна. М.: Гардарики, 2002.

Обновление: 25.04.2005.