The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
II Летняя школа
Доброе, 22 июня - 12 июля 2005

Р.Г.Апресян
Общественная нравственность: принципы, параметры, показатели

1. Смыслы. В религиозных текстах (и контекстах) «общественная нравственность» понимается как преломление в общественной жизни, общественных связях людей и сообществах религиозных заповедей. В обычной речи выражение «общественная нравственность» нередко ассоциируется с тем, что является заботой полиции нравов. Трактовка общественной нравственности зависит от понимания морали как таковой и того, какую роль она играет в обществе.

2. Мораль в обществе. В понимании природы морали в контексте данной проблемы можно выделить два крайних подхода: а) социально имманентный (при котором мораль рассматривается как сущностно социальный феномен.), б) социально трансцендентный (при котором мораль трактуется как феномен, обусловленный внесоциальными факторами и востребуемый обществом).

Мораль предстает как двойственный феномен. С одной стороны, это комплекс представлений (императивных и ценностных), в основе которого лежат отвлеченные представления о высшем благе, или идеале человеческого существования, пределе человеческого предназначения. С другой, этот идеал, воспринимается и осмысливается различными социальными субъектами, сообразно их интересам; вплетенная в общественную практику и в своей действительности опосредствованная ею, мораль представляет собой практические ценности и требования, регулирующие взаимодействие людей.

3. Факторы состояния общественной нравственности: 1) степень упорядоченности непосредственно окружающей людей социальной среды – пространства публичности; 2) степень правосообразности общественных отношений; 3) наличие законодательно, политически и административно обеспеченного режима благоприятствования хозяйственной активности; 4) справедливость распределения национального дохода, общественно ориентированная направленность использования национальных ресурсов; 5) степень национальной ориентированности политических институтов всех уровней; 6) мера легитимности власти, т.е. ее признанности народом; ж) положение семьи в обществе, 7) состояние и направленность народного образования, 8) состояние искусств, науки и духовности (в ее моральных, эстетических и религиозно-церковных формах).

Литература

  • Доклад Института проблем информационного права о состоянии законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики (2004) //
    http://www.medialaw.ru/exussrlaw/a/3/index.htm.
  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда [Заключение] // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  • Нибур Р. Конфликт между индивидом и общественной нравственностью // Мораль в политике: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Б . Г . Капустин . М .: КДУ ; МГУ , 2004. С . 403-423.
  • Niebuhr R. Moral Man and Immoral Society: A Study in Ethics and Politics //
    www.religion-online.org/showbook.asp?title=411
    .

Обновление: 25.04.2005.