The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Ричард Вернер
Прикладная Этика

Мастер класс

1. От "прикладного" к практическому

Теоретический этический подход: Использует общие этические теории (например, Аристотеля, Канта, Милля и т.д.) и применяет их к различным вопросам современной общественной значимости (например, войны, аборта, эвтаназии).
Практический этический подход: Этическое исследование, которое в качестве своей непосредственной задачи видит разрешение конкретных спорных с моральной точки зрения ситуаций и безотлагательных моральных вопросов в современном мире.
Заимствует открытия из этической теории, но задача этого подхода не сводится просто к разработке приложения этих теорий.
Поднимает важные для этической теории теоретические и методологические вопросы, но не является философской технологией, где теории высокого уровня переносят на практику.
Отличается от теоретического этического подхода: содержание и предмет, цели, метод.

2. Содержание и предмет

Преподавание теоретической этики возможно с незначительным упоминанием нормативных вопросов.
Практический этический подход сосредоточен на нормативном и практическом.

3. Цели практической этики

Осознавать моральные проблемы
Стимулировать моральное воображение
Усиливать аналитические/критические навыки
Классифицировать разногласия
Воздействовать на решения и поведение

4. Осуществление практического подхода в этике

Завершение спора
Создание "безопасного пространства"
Структурирование дискуссий

5. Преподавание практических аспектов этики

Формулирование возможных решений моральных проблем.
Изложение фактов, имеющих значение для возможных решений.
Формулирование моральных принципов, определяющих возможные решения.
Размышление о возможных решениях в свете вышесказанного.
Составление и формулирование морального суждения.
Обоснование суждения.
Предвосхищение самых серьезных потенциальных возражений и ответ на них.
Прояснение цены или оборотной стороны суждения.

Библиография
Callahan J.C. From the 'Applied' to the Practical: Teaching Ethics for Use // Teaching Philosophy / Ed. T. Kasachkoff. Lantham, Maryland: Roman & Littlefield, 1998. P. 61-73.
Ethical Issues in Professional Life / Ed. J.C.Callahan Oxford: Oxford Universwity Press, 1988.
Twenty-Five Years of Teaching Philosophy on CD-ROM. Projected date of availability: May 2004.

Обновление: 18.03.2005.