The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Ричард Вернер
Введение в этику
Части 1 и 2

1. Стратегии преподавания введения в этику: сильные и слабые стороны

А. Тематический подход
Б. Подход, основанный на изучении великих произведений
В. Исторический подход
Г. Подход, основанный на изучении вторичных источников
Д. Подход, основанный на решении практических проблем
Е. Биографический подход
Ж. Подход, основанный на рассмотрении единичной проблемы
З. Комбинация двух или нескольких подходов.

2. Распространенные проблемы, с которыми сталкивается этика, и разумные ответы

А. Смерть Бога
Б. Релятивизм
В. Эгоизм
Г. Эволюционная теория
Д. Детерминизм и тщетность (Futility)
Е. Неразумные требования
G. Ложное сознание

3. Распространенные проблемы, связанные с преподаванием этики

А. Критика различных этических теорий может способствовать тому, что студенты станут моральными скептиками или релятивистами.
Б. Распространенное среди студентов убеждение в том, что этика - это всего лишь "краснобайство" ("sounding off") может способствовать тому, что студенты будут считать рациональные аргументы неуместными в этике.
В. Смешение дескриптивной этики с нормативной, а также смешение их обеих с метаэтикой может существенным образом запутать студентов.

4. Техники для преподавания введения в этику

А. Фильмы или короткие истории, демонстрирующие реальность моральных проблем или содержащие информацию об их основаниях.
Б. Короткие письменные работы, которые требуют от студентов использовать фильм или короткую историю для развития и объяснения того, что они прочитали по этике.
В. Внутригрупповые симпозиумы или дискуссии с целью вовлечь студентов в обсуждение тематики и прочитанного.
В. Моральные проблемы с целью вовлечь небольшие группы студентов в моральное рассуждение.
Д. Аудитория как модель для дискурсивной этики и демократии.
Е. Общественно полезная работа, направленная на стимулирование осознания студентами различия между моральной теорией и моральной практикой, а также их соединения в жизни.

Библиография
Blackburn S. Being Good. New York: Oxford University Press, 2001.
Holmes R. Basic Moral Philosophy, 3rd ed. Belmont, CA: Wadsworth 2003.
Kasachkoff T. Teaching Philosophy. Latham, Maryland: Roman & Littlefield, 1998.
Twenty-Five Years of Teaching Philosophy on CD-ROM. PC and Mac formats available. Projected date of availability: May 2004.

Обновление: 18.03.2005.