The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Ричард Вернер
Реализм, релятивизм или этноцентризм в этике?

Мы начнем с короткого обсуждения морального реализма, морального релятивизма и морального этноцентризма. Я объясню, почему я считаю, что проблема противопоставления морального реализма антиреализму не является проблемой. Затем мы обсудим проблему противопоставления морального релятивизма этноцентризму на материале работы Ричарда Рорти по этим проблемам.
Ричард Рорти защищает анти-антиэтноцентризм. Он доказывает, что с того момента, как мы отказались от новоевропейского рационализма и реализма, этноцентризм является единственной альтернативой пагубному релятивизму. Подобно Гегелю, Рорти удалось избежать головокружения от историцизма за счет принятия status quo. Для Рорти, как и для позднего Гегеля, стандарт для обоснования задает скорее данный результат истории, нежели ее непрерывный процесс. Рорти доказывает, что мы не можем найти никакого другого стандарта, поскольку мы все время находимся в социологическом контексте.
Этноцентризм Рорти заставляет его признать настоящий мировой порядок как необходимый, правильный способ международного устройства. Он сравнивает мировой порядок с базаром, окруженным частными клубами. Каждый из нас принадлежит клубу, идентифицирует себя с ним и ненавидит членов других клубов. Пока соблюдаются правила процедурной справедливости, когда мы спорим в пространстве базара, международный порядок является настолько хорошим, насколько это возможно. Опять же, как по Гегелю, все, что отделяет гражданское или международное сообщество от Гоббсовского естественного состояния - это право и способность обеспечить его исполнение.
Я доказываю, что этноцентризм Рорти сомнителен, и что его аргументы не могут утвердить этноцентризм в качестве лучшей альтернативы. Даже вне морального реализма как основания морали, существуют лучшие альтернативы релятивизму, нежели этноцентризм. Мои аргументы основаны на понятии ключевых моральных убеждений (moral core beliefs). Понятие ключевых убеждений обнаруживается у Дэвидсона, Витгенштейна, Дьюи, Хайдеггера, Куайна - у всех героев Рорти. Используя идеи Рорти, я доказываю, что скорее всего все, кого мы признаем членами нашего морального сообщества в современном мире, считают истинными некоторые из наших ключевых моральных убеждений. Такие убеждения позволяют нам преодолевать этноцентризм, отвергая как предельный фундаментализм (strong foundationalism), так и моральный реализм. Я делаю вывод, что в противоположность Рорти, можно придерживаться антифундаментализма (anti-foundationalism), антиреализма и антиэтноцентризма, не впадая при этом в пагубный релятивизм. Иными словами, путь открыт для политически прогрессивного прагматизма, который концентрируется скорее на историческом процессе, нежели на настоящем моменте истории - прагматизма, который в большей степени соответствует позициям Дьюи и раннего Гегеля, нежели позиции Рорти.

Библиография
Blackburn S. Being Good. New York: Oxford University Press, 2001.
Holmes R. Basic Moral Philosophy, 3rd ed. Belmont, CA: Wadsworth 2003.
Rorty R. On Ethnocentrism, Introduction, and Solidarity or Objectivity, Objectivity, Relativism, and Truth. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.



Обновление: 18.03.2005.