The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

А.В.Смирнов
Мусульманская этика: автохтонное и заимствованное

Цель курса — показать соотношение автохтонного и заимствованного в арабо-мусульманской культуре в целом и в этике в особенности, продемонстрировать взаимодействие автохтонного и заимствованного в системе этой культуры и на этом основании — особенности арабо-мусульманской этики в сравнении с античной этикой, дать слушателям навыки сравнительного анализа разнокультурных этических систем.

Мусульманская этика, как и многие другие области арабо-мусульманской культуры (филология. философия и др.), представляет собой двуаспектный феномен. С одной стороны, ясно выражена линия заимствования античных этических учений, в первую очередь аристотелевских и платоновских. С другой стороны, не менее очевидно, что эти учения оставались преимущественно достоянием узкой группы философов, не влияя на этические представления массового носителя этой культуры, равно как на теоретическое осмысление этих представлений арабо-мусульманскими интеллектуалами. Вопрос о том, насколько соотносимы эти две линии построения этической теории, является не только теоретическим. Это и вопрос истории развития этических представлений в арабо-мусульманской культуре, и вопрос столкновения разных систем этических представлений в современном мире и. что более важно, в современной России (значительная часть населения которой является носителем этических представлений, которые допустимо обозначить термином "мусульманская этика", вплоть до наиболее острых социально-политических форм.

Сравнительный подход позволит в ограниченной время высветить наиболее существенные. системообразующие черты феномена мусульманской этики и даст возможность слушателям самостоятельно анализировать проблематику ее соотношения с другими этическими системами.

Три занятия курса посвящены изучению источников мусульманской этики, ее системообразующих категорий и центральной проблематики. Каждое занятие развивает сравнительный подход в заявленном ключе.

Занятие 1. Источники

Коран и сунна как основные источники теоретических представлений в автохтонной линии мусульманской этики. История складывания этих авторитетных текстов. Различие шиитской и суннитской сунны. Роль фикха в развитии этических представлений. Адаб.

Античные учения как источники "греческой" линии арабо-мусульманской этики. Влияние аристотелизма, платонизма и неоплатонизма.

Занятие 2. Основные категории

Категории "намерение" и "действие" как системообразующие для автохтонной линии мусульманской этики. Логика их соотношения и ее влияние на этические рассуждения. Зависимость понимания других понятий от этих категорий.

Категории "благо", "совершенство", "добродетель", "нравы", "справедливость" и др. центральные понятия в заимствованной линии этических учений и отличие их понимания от их трактовки в автохтонных учениях.

Занятие 3. Центральные проблемы

Понимание человека в античности и в арабо-мусульманской культуре. Различие логики соотношения духовно-душевного и телесного и отражение этого различия в этических построениях. Представления о совершенстве и путях его обретения в автохтонной и заимствованной линиях мусульманской этики.

Императивы и их характер в автохтонной и заимствованной линиях мусульманской этики. Разделение императивов и запретов на категорические и некатегорические как принципиальная черта мусульманского права и соотнесение (согласование) с бинарной системой категорий "благое-злое" как принципиальная линия рассуждений в автохтонной этике.

Вопрос об истинном и метафорическом агенте действия как один из главных вопросов автохтонной этики (и философии в целом). Значение вопроса для проблематики ответственности и его решение в философских учениях от калама до суфизма.



Обновление: 18.03.2005.