The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Дискуссия: Индивидуальное совершенство и социальная регуляция в морали

(ведущий - А.В.Прокофеьв)

Приняв, что мораль есть система абсолютных нормативов, которые выражают идею универсализированного уважения (или универсализированной любви) к другому человеку и регулируют поведение индивидов на основе обращения к мотивам и применения идеальных санкций, легко увидеть двойственность фундаментальных интересов, стоящих за этим явлением. Эта двойственность связана с тем, что мораль содержательно и формально отвечает как потребности отдельного индивида в восхождении к совершенству - в максимальном воплощении в своей личности и деятельности какой-то главной родовой черты человека, так и потребности социальных сообществ в дисциплине и кооперации. Последнее требует максимально широкой интериоризации принципов мирного и кооперативного сосуществования, а также их отображения в функционировании организованных общественных структур.
Амбивалентность морали порождает соперничающие интерпретации нравственных ценностей, что, в конечном итоге, находит выражение в жизненных установках и нормативных программах. Часть их ориентирована консервативно в отношении традиционного образа морали, другая часть - представляет собой его критику и ставит под вопрос возможность одновременного соответствия какой-либо единой нормативной системы двум столь разным интересам или потребностям. При этом проблематизируется либо мораль в целом, либо ее однородность, органичность, когерентность.

Вопросы для обсуждения:
а) Что заставляет мыслителей рассматривать мораль как сомнительный фокус усилий по самосовершенствованию? Насколько такая позиция оправдана?
в) Совместимо ли индивидуальное стремление к нравственному (!) совершенству с результативной деятельностью по реализации моральных ценностей в социальной практике?
б) Можно ли считать, что мораль в точности отвечает потребностям социальных систем в упорядоченности и эффективной кооперации?
г) В каких кроме предложенных к рассмотрению историко-философских контекстах обрисованная двойственность морали находит свое выражение?

Литература
Фрагменты из неопубликованного наследия Ф. Ницше по стандартному изданию "Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей". М., 1994 (соответствие фрагментов ecaaie? Samtliche Werke: Kritische Studienausgabe можно проверить по таблицам соответствия, приведенным на Nietzsche Channel - http://www.geocities.com/ thenietzschechannel/concor.htm)
Швейцер А. "Культура и этика". М.: Прогресс,1973.
Бергсон А. Два источника религии и морали. М.: Канон, 1994.

Обновление: 18.03.2005.