Дискуссия: Индивидуальное совершенство и социальная регуляция
в морали
(ведущий - А.В.Прокофеьв)
Приняв, что мораль есть система абсолютных нормативов, которые
выражают идею универсализированного уважения (или универсализированной любви)
к другому человеку и регулируют поведение индивидов на основе обращения к мотивам
и применения идеальных санкций, легко увидеть двойственность фундаментальных
интересов, стоящих за этим явлением. Эта двойственность связана с тем, что мораль
содержательно и формально отвечает как потребности отдельного индивида в восхождении
к совершенству - в максимальном воплощении в своей личности и деятельности какой-то
главной родовой черты человека, так и потребности социальных сообществ в дисциплине
и кооперации. Последнее требует максимально широкой интериоризации принципов
мирного и кооперативного сосуществования, а также их отображения в функционировании
организованных общественных структур.
Амбивалентность морали порождает соперничающие интерпретации нравственных ценностей,
что, в конечном итоге, находит выражение в жизненных установках и нормативных
программах. Часть их ориентирована консервативно в отношении традиционного образа
морали, другая часть - представляет собой его критику и ставит под вопрос возможность
одновременного соответствия какой-либо единой нормативной системы двум столь
разным интересам или потребностям. При этом проблематизируется либо мораль в
целом, либо ее однородность, органичность, когерентность.
Вопросы для обсуждения:
а) Что заставляет мыслителей рассматривать мораль как сомнительный фокус усилий
по самосовершенствованию? Насколько такая позиция оправдана?
в) Совместимо ли индивидуальное стремление к нравственному (!) совершенству
с результативной деятельностью по реализации моральных ценностей в социальной
практике?
б) Можно ли считать, что мораль в точности отвечает потребностям социальных
систем в упорядоченности и эффективной кооперации?
г) В каких кроме предложенных к рассмотрению историко-философских контекстах
обрисованная двойственность морали находит свое выражение?
Литература
Фрагменты из неопубликованного наследия
Ф. Ницше по стандартному изданию "Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей".
М., 1994 (соответствие фрагментов ecaaie? Samtliche Werke: Kritische Studienausgabe
можно проверить по таблицам соответствия, приведенным на Nietzsche Channel -
http://www.geocities.com/
thenietzschechannel/concor.htm)
Швейцер А. "Культура и этика".
М.: Прогресс,1973.
Бергсон А. Два источника религии и морали.
М.: Канон, 1994.
|