Л.В.Максимов
Этика как учебная дисциплина. Дидактические последствия метаэтического анализа
Мастер-класс
Результаты метаэтического анализа дают возможность решить ряд
дидактических задач, а именно: более четко определить цели преподавания этики
(с дифференциацией этих целей в зависимости от профиля учебного заведения, характера
аудитории, сетки часов и пр.) и затем с учетом этих целей строить тот или иной
вариант систематизированного курса этики.
Фундаментальная идея, широко принятая в аналитической философии, метаэтике и
современной западной этике и определяющая архитектонику многих учебных программ
по этой дисциплине, - это положение о принципиальной разнородности ценностных
и когнитивных высказываний, образующих в совокупности корпус этики. Другими
словами, этика выполняет две несовпадающие (хотя и взаимозависимые) функции:
во-первых, она "учит жить" - приказывает, рекомендует, одобряет, осуждает,
оправдывает те или иные поступки, намерения, социальные реалии и пр.; во-вторых,
она дает знание о моральном феномене - его специфике, происхождении, социальной
роли и пр., т.е. описывает и объясняет мораль. Отсюда следует, что вся материя
традиционной этики в принципе может быть распределена по двум дисциплинам, именуемым
соответственно "нормативная этика" и "теоретическая этика".
Такое разграничение имеет важные дидактические следствия. Если доминирующей
целью учебного курса этики является нравственное воспитание обучаемых, то предметом
преподавания должна быть по преимуществу нормативная этика (ибо теоретический
- описательно-объяснительный - материал является по сути нейтральным в ценностном
отношении). Если же курс этики рассчитан на нравственно зрелую аудиторию, для
которой более важной задачей является повышение мировоззренческой культуры и
получение знаний о "механизмах" морали, то упор должен быть сделан
на научно-теоретических аспектах этики. Недостаточно четкое различение указанных
двух дисциплин, характерное для философско-исследовательской и педагогической
традиции, находит выражение в произвольно-эклектических учебных программах и
нерациональном использовании тех немногих часов, которые отводятся на преподавание
этики.
Литература
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации
этического знания // "Философские науки", 1997, № 1. С.64-77.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - Тема 1. Предмет этики.
С.9-28.
Максимов Л.В. Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии",
1998, № 10. С.39-54.
Максимов Л.В. Этика // Российская педагогическая энциклопедия.
М.: Российская Энциклопедия, 1999. Т.2. С.633-635.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. М.: ИФРАН,
2002. С.61-74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып.4.
М.: ИФРАН, 2003. С.14-22.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: РОССПЭН,
2003.160 с.
О философии континентальной и аналитической и об
интеллектуальной многоукладности (Беседа В.Россмана и Я.Шрамко) // Вопросы
философии, 2002, № 11.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарики, 1999. -
Введение: О предмете этики. С.5-32.
A Companion to Ethics /ed. by Singer P. - Oxford; Cambridge (Mass.): Blackwell,
1993.
METAETHICS PHIL 30059 1st Semester 2002-2003. Course Lecturer: Simon Kirchin.
Lecture Timetable
|