The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Л.В.Максимов
Этика как учебная дисциплина. Переосмысление классических концепций

Лекция

Для того чтобы классические концепции могли быть вписаны в единую (идеализированную) систему этики, они должны быть переосмыслены, т.е. интерпретированы и переформулированы в терминах, выработанных метаэтикой. Осуществление этой процедуры предполагает тщательную работу с оригинальными текстами, с тем чтобы выявить их подлинный смысл (зачастую не рефлексированный самими авторами) и передать его в модернизированном и терминологически унифицированном виде. Такое переосмысление, при всех спорных моментах и разногласиях между аналитиками, позволяет упростить структуру этики, сделать ее более компактной и наглядной, снять концептуальную "избыточность", обусловленную неточной, многозначной терминологией, которая исторически сложилась в разных социокультурных и идеологических контекстах.
В современной системе высшего образования на Западе учебники и лекционные курсы по этике большей частью строятся по схемам, значительно отличающимся от традиционных. Эти отличия не обязательно связаны с введением совершенно новых понятий и терминов, чаще речь идет об уточнении (выявлении смысловых оттенков) традиционных - как правило, эклектичных - понятий, обозначающих те или иные подходы и направления в этике, например: объективизм и субъективизм, абсолютизм и релятивизм, натурализм, реализм, автономная и гетерономная этика и пр. Вместе с тем метаэтика внедряет в научный обиход и действительно новые понятия, например: когнитивизм и нонкогнитивизм, интернализм и экстернализм, экспрессивизм, фикционализм и пр. Этот понятийный инструментарий дает возможность произвести соответствующие концептуальные сечения внутри любой школы классической этики и представить (по возможности в чистом виде) логику этических проблем и решений, устранив исторически случайные привнесения и внутренние противоречия, без которых не обошлось ни одно из известных морально-философских учений.

Литература
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // "Философские науки", 1997, № 1. С.64-77.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - Тема 1. Предмет этики. С.9-28.
Максимов Л.В. Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии", 1998, № 10. С.39-54.
Максимов Л.В. Этика // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Российская Энциклопедия, 1999. Т.2. С.633-635.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. М.: ИФРАН, 2002. С.61-74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып.4. М.: ИФРАН, 2003. С.14-22.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: РОССПЭН, 2003.160 с.
О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладности (Беседа В.Россмана и Я.Шрамко) // Вопросы философии, 2002, № 11.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарики, 1999. - Введение: О предмете этики. С.5-32.
A Companion to Ethics /ed. by Singer P. - Oxford; Cambridge (Mass.): Blackwell, 1993.
METAETHICS PHIL 30059 1st Semester 2002-2003. Course Lecturer: Simon Kirchin. Lecture Timetable

Обновление: 18.03.2005.