The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Л.В.Максимов
Этика как учебная дисциплина. Метаэтический анализ

Лекция

Главная трудность при построении целостного, систематического курса этики - огромное разнообразие имеющегося "строительного материала": (1) мировоззренческо-методологических подходов и жизнеучений выдающихся мыслителей; (2) теоретических понятий и обобщений (включая ключевые понятия - "этика" и "мораль"); (3) знаний о сложившихся в обществе ценностных позициях, обычаях, нравах; (4) актуальных нравственных проблем. Сквозные системообразующие идеи, скрепляющие этот материал, в учебных планах и программах (как отечественных, так и зарубежных вузов) выражены, как правило, очень нечетко либо вовсе отсутствуют. Прояснить эти имплицитно присутствующие в традиционной этике идеи позволяет в определенной степени метаэтика, представляющая собой методологическую рефлексию философии морали (т.е. сама этика является здесь объектом исследования).
Основной инструмент метаэтики - логический анализ этических (прежде всего - нормативно-оценочных) высказываний и рассуждений. На базе этого анализа вырабатывается эталонная модель правильного этического рассуждения, которая, в свою очередь, служит фундаментом для построения абстрактной, идеализированной модели этики, - модели, включающей объект, предмет, структуру, функции, категории этики, ее основные проблемы и возможные их решения. Эта абстрактная модель не заменяет традиционных этических учений, а является лишь средством упорядочения, унификации этической терминологии и проблематики. Такая унификация совместима с теоретическим и ценностным плюрализмом в этике и не ограничивает педагогического творчества в преподавании этой дисциплины. К тому же следует учитывать, что в самой метаэтике существуют различные школы и направления, по-разному трактующие этические понятия и высказывания. Поэтому выработка идеальной модели этики и принципов систематизации этического знания требует предварительных исследований в этой области и принятия определенной хорошо обоснованной метаэтической концепции.

Литература
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // "Философские науки", 1997, № 1. С.64-77.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - Тема 1. Предмет этики. С.9-28.
Максимов Л.В. Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии", 1998, № 10. С.39-54.
Максимов Л.В. Этика // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Российская Энциклопедия, 1999. Т.2. С.633-635.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. М.: ИФРАН, 2002. С.61-74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып.4. М.: ИФРАН, 2003. С.14-22.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: РОССПЭН, 2003.160 с.
О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладности (Беседа В.Россмана и Я.Шрамко) // Вопросы философии, 2002, № 11.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарики, 1999. - Введение: О предмете этики. С.5-32.
A Companion to Ethics /ed. by Singer P. - Oxford; Cambridge (Mass.): Blackwell, 1993.
METAETHICS PHIL 30059 1st Semester 2002-2003. Course Lecturer: Simon Kirchin. Lecture Timetable

Обновление: 18.03.2005.