Л.В.Максимов
Этика как учебная дисциплина. Метаэтический анализ
Лекция
Главная трудность при построении целостного, систематического курса этики -
огромное разнообразие имеющегося "строительного материала": (1) мировоззренческо-методологических
подходов и жизнеучений выдающихся мыслителей; (2) теоретических понятий и обобщений
(включая ключевые понятия - "этика" и "мораль"); (3) знаний
о сложившихся в обществе ценностных позициях, обычаях, нравах; (4) актуальных
нравственных проблем. Сквозные системообразующие идеи, скрепляющие этот материал,
в учебных планах и программах (как отечественных, так и зарубежных вузов) выражены,
как правило, очень нечетко либо вовсе отсутствуют. Прояснить эти имплицитно
присутствующие в традиционной этике идеи позволяет в определенной степени метаэтика,
представляющая собой методологическую рефлексию философии морали (т.е. сама
этика является здесь объектом исследования).
Основной инструмент метаэтики - логический анализ этических (прежде всего -
нормативно-оценочных) высказываний и рассуждений. На базе этого анализа вырабатывается
эталонная модель правильного этического рассуждения, которая, в свою очередь,
служит фундаментом для построения абстрактной, идеализированной модели этики,
- модели, включающей объект, предмет, структуру, функции, категории этики, ее
основные проблемы и возможные их решения. Эта абстрактная модель не заменяет
традиционных этических учений, а является лишь средством упорядочения, унификации
этической терминологии и проблематики. Такая унификация совместима с теоретическим
и ценностным плюрализмом в этике и не ограничивает педагогического творчества
в преподавании этой дисциплины. К тому же следует учитывать, что в самой метаэтике
существуют различные школы и направления, по-разному трактующие этические понятия
и высказывания. Поэтому выработка идеальной модели этики и принципов систематизации
этического знания требует предварительных исследований в этой области и принятия
определенной хорошо обоснованной метаэтической концепции.
Литература
Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации
этического знания // "Философские науки", 1997, № 1. С.64-77.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - Тема 1. Предмет этики.
С.9-28.
Максимов Л.В. Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии",
1998, № 10. С.39-54.
Максимов Л.В. Этика // Российская педагогическая энциклопедия.
М.: Российская Энциклопедия, 1999. Т.2. С.633-635.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. М.: ИФРАН,
2002. С.61-74.
Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып.4.
М.: ИФРАН, 2003. С.14-22.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: РОССПЭН,
2003.160 с.
О философии континентальной и аналитической и об
интеллектуальной многоукладности (Беседа В.Россмана и Я.Шрамко) // Вопросы
философии, 2002, № 11.
Этика: Учебник / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарики, 1999. -
Введение: О предмете этики. С.5-32.
A Companion to Ethics /ed. by Singer P. - Oxford; Cambridge (Mass.): Blackwell,
1993.
METAETHICS PHIL 30059 1st Semester 2002-2003. Course Lecturer: Simon Kirchin.
Lecture Timetable
|