The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Роберт Холмс
Гуманитарная интервенция

Лекция

I. Природа суверенности. Развитие международного права после Вестфальского договора 1648 года. Моральное равенство индивидов, распространенное на государства. Суверенность как двойник автономии индивидов.

II. Суверенитет и международное право. Основная идея: если государство будут полностью уважать суверенитет друг друга, войн не будет. Таким образом, уважение к государственному суверенитету является центральным для Хартии ООН: "Все члены будут воздерживаться в международных отношениях от угроз или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства..." (Статья 2, парагр.4).

III. Права человека. Права человека начинают привлекать внимание примерно одновременно с возникновением современного международного права. Права человека как права, которыми обладает индивид просто в силу того, что он - человек, безотносительно к социальному, культурному или политическому контексту. Противоположные точки зрения на вопрос об абсолютности или относительности прав человека.

IV. Права человека versus государственный суверенитет. Забота о правах человека означает заботу о правах человека в других государствах. Но отношение государства к его собственным гражданам обычно рассматривается как дело внутренней юрисдикции. Таким образом, забота о правах человека в суверенном государстве видится как вмешательство во внутренние дела.

V. Дилемма гуманитарной интервенции. Гуманитарная интервенция обычно означает военную интервенцию. Военное вмешательство во внутренние дела другого государства обычно является актом войны и нарушением норм международного права. Главный моральный вопрос: можно ли (а)юридически оправдать, (б) морально оправдать насильственное вмешательство в дела другого государства ради предотвращения нарушения прав человека?

Литература
Ethics and Foreign Intervention /Eds. D.K.Chatterjee, D.E.Scheid. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.


Обновление: 18.03.2005.