The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Роберт Холмс
Единство теоретической и прикладной этики

Мастер класс

1. Суть этики: Способстовать возможности жить хорошо. Для этого мы должны понять физический мир и моральный мир. Естественные науки - лучший способ понимания физического мира. Этика - лучший способ понимания морального мира.

2. Типы этики: Этика вырастает из практических моральных проблем. Дьюи говорит, что этика является лишь более систематическим по сравнению с используемым обычным человеком способом рассмотрения моральных проблем. Систематизация этики приводит к:
Прикладной этике: Попытка прояснить и предложить ответы на конкретные моральные проблемы: расизм, сексизм, смертная казнь, социальная несправедливость, самоубийство, терроризм, война.
Нормативной этике: Попытка объяснить и/или отстаиванию наиболее общих теорий о хорошем и плохом, правильном и неправильном.

Теории ценностей: например, гедонизм, плюрализм.
Теории правильного и неправильного:

Консеквенциализм: Правильное и неправильное определяются исключительно последствиями действий (обычно, производимым благом или злом, как в утилитаризме).
Деонтологизм: Правильное и неправильное полностью или частично определяются рассмотрением ничего иного, как ценности последствий (например, соблюдения моральных правил).
Теории, основанные на правах человека: Уважение к правам человека является центральным по сравнению с ценностью последствий или деонтологическими рассмотрениями.

Метаэтика: Аналитическое рассмотрение языка, используемого в прикладной и нормативной этике; логика морального рассуждения; возможность морального знания и моральных фактов (моральная эпистемология и моральная метафизика).

3. Контекстуалистская этика: Прикладная этика является практической: нормативная этика и метаэтика имеют теоретический характер. Контекстуалистская этика объединяет то и другое.
1) Она начинается с конкретных моральных проблем.
2) В ней силен эмптрический элемент (требуются обширные знания для глубокого понимания вопросов).
3) Теория используется в ней лишь в случае ее релевантгности (понимание теоретических вопросов не является самоцелью, как в метаэтике или в большой части нормативной этики).
4) Требуется постоянное критическое рассуждение преподавателя для достижения нужного соотношения практического и теоретического, так чтобы они поддерживали и усиливали друг друга.

Литература
Dewey J., Tufts J. Ethics. New York: Henry Holt & Co., (1908); 2nd ed. 1932. Introduction and Part II. (Вторая часть написана Дьюи и была опубликована отдельно под названием "Theory of Moral Life" (New York: Holt, Rinehart & Winston, 1960).


Обновление: 18.03.2005.