Роберт Холмс
Единство теоретической и прикладной этики
Мастер класс
1. Суть этики: Способстовать возможности жить хорошо. Для
этого мы должны понять физический мир и моральный мир. Естественные науки -
лучший способ понимания физического мира. Этика - лучший способ понимания морального
мира.
2. Типы этики: Этика вырастает из практических моральных проблем. Дьюи
говорит, что этика является лишь более систематическим по сравнению с используемым
обычным человеком способом рассмотрения моральных проблем. Систематизация этики
приводит к:
Прикладной этике: Попытка прояснить и предложить ответы на конкретные
моральные проблемы: расизм, сексизм, смертная казнь, социальная несправедливость,
самоубийство, терроризм, война.
Нормативной этике: Попытка объяснить и/или отстаиванию наиболее общих
теорий о хорошем и плохом, правильном и неправильном.
Теории ценностей: например, гедонизм, плюрализм.
Теории правильного и неправильного:
Консеквенциализм: Правильное и неправильное определяются исключительно
последствиями действий (обычно, производимым благом или злом, как в утилитаризме).
Деонтологизм: Правильное и неправильное полностью или частично определяются
рассмотрением ничего иного, как ценности последствий (например, соблюдения
моральных правил).
Теории, основанные на правах человека: Уважение к правам человека
является центральным по сравнению с ценностью последствий или деонтологическими
рассмотрениями.
Метаэтика: Аналитическое рассмотрение языка, используемого в прикладной
и нормативной этике; логика морального рассуждения; возможность морального знания
и моральных фактов (моральная эпистемология и моральная метафизика).
3. Контекстуалистская этика: Прикладная этика является практической: нормативная
этика и метаэтика имеют теоретический характер. Контекстуалистская этика объединяет
то и другое.
1) Она начинается с конкретных моральных проблем.
2) В ней силен эмптрический элемент (требуются обширные знания для глубокого понимания
вопросов).
3) Теория используется в ней лишь в случае ее релевантгности (понимание теоретических
вопросов не является самоцелью, как в метаэтике или в большой части нормативной
этики).
4) Требуется постоянное критическое рассуждение преподавателя для достижения нужного
соотношения практического и теоретического, так чтобы они поддерживали и усиливали
друг друга.
Литература
Dewey J., Tufts J. Ethics. New York: Henry Holt & Co., (1908); 2nd ed. 1932.
Introduction and Part II. (Вторая часть написана Дьюи и была опубликована отдельно
под названием "Theory of Moral Life" (New York: Holt, Rinehart &
Winston, 1960).
|