The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Дискуссия: Психология морали: дилемма страдания

(ведущий - А.А.Гусейнов)

Древние скептики школы Пиррона приводили такой пример: человек, которому делают болезненную хирургическую операцию, выдерживает ее, а тот, кто смотрит на это со стороны, теряет сознание. Они видели в данной ситуации иллюстрацию их основного убеждения о нравственно деструктивной роли воображения (сознание того, что страдание - плохо, оказывается более сильным, чем само страдание). Поддается ли приведенный пример какой-либо иной этической интерпретации?

Литература
Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. /Общ. Ред. А.Ф.Лосева. Пер. с древнегреч. Т.2 М.: Мысль, 1976.
Стр. 33
"Именно, ничего не выдумывающий относительно того, что страдание есть зло, подчиняется [лишь] волнению, необходимо вызванному страданием; а воображающий, что страдание просто не свойственно [природе человека], что оно только зло, удваивает этим мнением тягость, возникшую в связи с наличием страданий. Разве мы не видим, что при операциях часто сам оперируемый больной мужественно выдерживает боль от операции, и
...не помню, чтобы он от чего побледнел, содрогнулся или заплакал,
потому что он подвергается лишь тому волнению, которое вызвано операцией, а тот, кто присутствует, как только увидит небольшую струю крови, бледнеет, дрожит, покрывается потом, теряет самообладание, наконец, падает, лишившись речи не из-за страдания (ибо он не страдает), но из-за мнения, что страдание есть зло? Таким образом, иногда тревога из-за мнения о каком-либо зле как зле больше той, которую причиняет само так называемое зло".
Стр. 369
"В самом деле, высказывать нечто такое, как мнение, хуже даже, чем само испытывание; так, иногда те, кто находится под ножом [у врача] или испытывает что-либо другое подобное, переносят это, а стоящие вокруг теряют сознание, составив себе о происходящем мнение, что это - страдание".

Обновление: 18.03.2005.