The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Гусейнов А.А.
Свобода действия и свобода выбора: Аристотель о намеренном действии

"Никомахова этика" - на мой взгляд, лучшая систематика этики во всей европейской философии, сохраняющая свою теоретическую и нормативную ценность во многих отношениях, но в особенности в вопросах психологии морали.
Ключевым здесь является разграничение двух уровней свободы индивида - свободы действия и свободы выбора, что соответственно может быть обозначено как психологическая свобода и нравственная свобода. Следует иметь в виду, что Аристотелевский анализ свободы индивида представляет собой существенный момент в описании своеобразия этических добродетелей в отличие от добродетелей ума и тела. Он ценен тем, что здесь дается синтез рационально-познавательного содержания и непосредственно-волевых импульсов в поступке. Этически вменяемый выбор рассматривается как их единство.
В общем проблемном контексте особый интерес вызывает вопрос: почему уровень свободы выбора между мотивами недостаточен для понимания нравственной ответственности и почему возникает необходимость подниматься выше, ставить вопрос уже о свободе самых мотивов?
При работе с "Никомаховой этикой" советую обратить особое внимание на разграничение поступков "по неведению" и "в неведении", что поможет понять своеобразие Аристотелевской этики как этики добродетельных поступков, а тем самым и вообще место поступка в этике, а что еще важнее, соотношение в самом нравственном поступке его формы (правила) и материи (частных обстоятельств).
В порядке подготовки рекомендую главу, посвященную Аристотелю, в "Истории этических учений" (М.2003).


Обновление: 18.03.2005.