Гусейнов А.А.
Свобода действия и свобода выбора: Аристотель о намеренном действии
"Никомахова этика" - на мой взгляд, лучшая систематика этики во всей
европейской философии, сохраняющая свою теоретическую и нормативную ценность
во многих отношениях, но в особенности в вопросах психологии морали.
Ключевым здесь является разграничение двух уровней свободы индивида - свободы
действия и свободы выбора, что соответственно может быть обозначено как психологическая
свобода и нравственная свобода. Следует иметь в виду, что Аристотелевский анализ
свободы индивида представляет собой существенный момент в описании своеобразия
этических добродетелей в отличие от добродетелей ума и тела. Он ценен тем, что
здесь дается синтез рационально-познавательного содержания и непосредственно-волевых
импульсов в поступке. Этически вменяемый выбор рассматривается как их единство.
В общем проблемном контексте особый интерес вызывает вопрос: почему уровень
свободы выбора между мотивами недостаточен для понимания нравственной ответственности
и почему возникает необходимость подниматься выше, ставить вопрос уже о свободе
самых мотивов?
При работе с "Никомаховой этикой" советую обратить особое внимание
на разграничение поступков "по неведению" и "в неведении",
что поможет понять своеобразие Аристотелевской этики как этики добродетельных
поступков, а тем самым и вообще место поступка в этике, а что еще важнее, соотношение
в самом нравственном поступке его формы (правила) и материи (частных обстоятельств).
В порядке подготовки рекомендую главу, посвященную Аристотелю, в "Истории
этических учений" (М.2003).
|