The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Гусейнов А.А.
Свобода воли и ответственность: историко-этический контекст

Для того, чтобы психологически настроиться на лекцию, продумайте следующие два вопроса: а) какие широко употребляемые смысловые оттенки имеет слово "свобода" в русском языке и в каких жизненных контекстах оно сегодня чаще всего употребляется; б) как явлена свобода - какова та реальность (реальные ситуации и особенности человеческого существования), которая побуждает нас обратиться к идее свободы воли и которые не могут быть поняты без обращения к ней.
Для того, чтобы теоретически настроиться на лекцию, задумайтесь над парадоксом, заключенным в самом понятии свободы; свобода представляет собой чистый конструкт познающего разума, поскольку она не фиксируется на эмпирически-чувственном уровне, и в то же время мы о ней (по определению) не можем иметь знания. Об интеллигибельном мире свободы Кант говорил: "у меня есть об этом мире идея, имеющая полное основание, но тем не менее у меня нет о нем ни малейшего знания, и я никогда не смогу приобрести его при любом устремлении моей естественной способности разума". ("Основоположение к метафизике нравов" / Соч., т. III, М.1997, с. 269 - двуязычное издание). Заключает ли это утверждение истину, выходящую за рамки философской системы Канта?
Основной пафос предлагаемого цикла заключается в том, чтобы не нравственность и ответственность выводить из свободы воли, а, наоборот, свободу воли выводить из нравственности и ответственности. Соответственно основные историко-философские вехи (дискуссии) в осмыслении свободы интерпретируются как моменты этической теории.
В первой лекции речь пойдет главным образом о проведенном софистами разграничении законов природы и установлений культуры, которое зафиксировало прямую связь проблемы свободы и нравственности, положило начало вычленению этики как особого и важнейшего (неотъемлемого) аспекта философии.
В порядке подготовки могу посоветовать разделы, посвященные софистам и Сократу из "Лекций по истории философии" Гегеля, а также из книги "История этических учений".

Обновление: 18.03.2005.