Гусейнов А.А.
Свобода воли и ответственность: историко-этический контекст
Для того, чтобы психологически настроиться на лекцию, продумайте следующие
два вопроса: а) какие широко употребляемые смысловые оттенки имеет слово "свобода"
в русском языке и в каких жизненных контекстах оно сегодня чаще всего употребляется;
б) как явлена свобода - какова та реальность (реальные ситуации и особенности
человеческого существования), которая побуждает нас обратиться к идее свободы
воли и которые не могут быть поняты без обращения к ней.
Для того, чтобы теоретически настроиться на лекцию, задумайтесь над парадоксом,
заключенным в самом понятии свободы; свобода представляет собой чистый конструкт
познающего разума, поскольку она не фиксируется на эмпирически-чувственном уровне,
и в то же время мы о ней (по определению) не можем иметь знания. Об интеллигибельном
мире свободы Кант говорил: "у меня есть об этом мире идея, имеющая полное
основание, но тем не менее у меня нет о нем ни малейшего знания, и я никогда
не смогу приобрести его при любом устремлении моей естественной способности
разума". ("Основоположение к метафизике нравов" / Соч., т. III,
М.1997, с. 269 - двуязычное издание). Заключает ли это утверждение истину, выходящую
за рамки философской системы Канта?
Основной пафос предлагаемого цикла заключается в том, чтобы не нравственность
и ответственность выводить из свободы воли, а, наоборот, свободу воли выводить
из нравственности и ответственности. Соответственно основные историко-философские
вехи (дискуссии) в осмыслении свободы интерпретируются как моменты этической
теории.
В первой лекции речь пойдет главным образом о проведенном софистами разграничении
законов природы и установлений культуры, которое зафиксировало прямую связь
проблемы свободы и нравственности, положило начало вычленению этики как особого
и важнейшего (неотъемлемого) аспекта философии.
В порядке подготовки могу посоветовать разделы, посвященные софистам и Сократу
из "Лекций по истории философии" Гегеля, а также из книги "История
этических учений".
|