The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Дискуссия: Является ли невинность добродетелью?

(ведущий - А.А.Гусейнов)

Гегель говорил, что невинность не есть добродетель. Добродетельным человек становится узнав зло и пройдя через него. Как вы понимаете данную мысль? Не является ли она индульгенцией, которую этика заранее выдает на порочное поведение?

Литература
Гегель Г.Ф.В. Философия права. /Пер. с нем.: Ред. И сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц. М.: Мысль, 1990.
Стр. 183-184
"… добро, как и зло, имеет своим источником волю, и воля в своем понятии столь же добра, сколь и зла. Природная воля есть в себе противоречие, заключающееся в том, что она различает себя от себя самой, есть для себя и есть внутренняя. Если сказать, что зло содержит в качестве бо-лее точного определения то, что человек зол постольку, поскольку он есть природная воля, то это будет проти-воречить обычному представлению, которое мыслит имен-но природную волю невинной и доброй. Однако природная воля противостоит содержанию свободы, и поэтому ребе-нок, необразованный человек, обладающие этой волей, в меньшей степени вменяемы. Когда говорят о человеке, имеют в виду не ребенка, а самостоятельного человека; когда говорят о добре, то имеют в виду знание его. Правда, природное в себе непосредственно, оно ни доброе, ни злое, но природное, соотнесенное с волей как со свобо-дой и знанием ее, содержит определение несвободного и есть поэтому злое. Поскольку человек хочет природного, оно уже не просто природное, а негативное по отношению к добру как понятию воли. Если же вздумают утверждать, что поскольку зло содержится в понятии и необходимо, то человек не несет вины за то, что избирает его, то на это следует возразить, что решение человека есть его собственное деяние, деяние его свободы и его вины. В религиозном мифе говорится, что человек подобен Богу тем, что обладает познанием добра и зла, и подобие Богу в самом деле имеется, поскольку необходимость не есть здесь природная необходимость, а решение, которое именно и есть снятие этой двойственности добра и зла. Так как мне противостоят добро и зло, я могу сделать свой выбор, могу решиться как на то, так и на другое, могу принять в свою субъективность как то, так и другое. Следовательно природа зла такова, что человек может, но не необходимо должен его хотеть."

Обновление: 18.03.2005.