The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
I Летняя школа
Голицыно, 21 июня - 11 июля 2004

Р.Г.Апресян
Два типа морали

1. Проблема: не только в разных учениях, но и в рамках учения одного мыслителя мораль может представать двояко - как личная или общественная задача, как средство индивидуального совершенствования или коллективной организации. Дифференциация может предполагать комплиментарные или контрадикторные отношения между двумя образами морали. Дифференцирование морали встречается в разных формах. В дифференцировании морали могут акцентироваться нормативный состав, устройство, характер действия. Были ли вообще философы, которые представляли мораль недифференцированно? - это в самом деле вопрос.

2. Мораль личного совершенства Дж.Бруно и политическая мораль Н.Макиавелли. При очевидной (хотя и не прямой) антитетичности этих мыслителей в понимании морали, в учении каждого из них можно проследить дифференцированное понимание морали, будь то мораль божественная или чувственная (Бруно) или мораль обычных людей или мораль государя (Макиавелли).

3. Естественное право и мораль общественного договора в философии Т.Гоббса: по существу единый нормативный состав и различные способы вменения принципов (норм). Естественное и гражданское состояния в понимании Ж.-Ж.Руссо.

4. Мораль и нравственность в философии права Гегеля. Этика внутренней убежденности и социальная этика.

Литература
Апресян Р.Г. Европа: Новое время // История этических учений / Под общей ред. А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 564-565, 568-570, 602-603, 646-648, 660-661.
Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики /Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 147.
Земляной С.Н. Доброта как эсхатологическая категория. 1-я и 2-я этики в переписке Георга Лукача и Пауля Эрнста // Этическая мысль. Вып. 3 / Под ред. А.А.Гусейнова. М.: ИФРАН, 2002. С. 189-209.



Обновление: 18.03.2005.