Институт Философии
Российской Академии Наук




  Школа молодых ученых
Главная страница » » Сектор теории познания » Проекты » Проект РНФ №16-18-10229 » Школа молодых ученых

Школа молодых ученых

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

«Субъект, сознание и познание
в контексте современной философии и когнитивных наук»

7–8 ноября 2017 г.

Институт философии РАН

(г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1)

(в рамках проекта РНФ №16-18-10229 «Проблема субъективности в современном междисциплинарном контексте взаимодействия

 философии и когнитивных наук»)

 

 

 

Председатель программного комитета: акад. РАН В.А. Лекторский, сопредседатель д.ф.н. Д.И. Дубровский.

Председатель организационного комитета: к.ф.н. Е.О. Труфанова, сопредседатель к.п.н. А.Ф. Яковлева.


Тематика школы: 

  1. Сознание как когнитивный феномен
  2. Сознание, познание и мозг -  можно ли судить о содержании познавательных процессов на основе исследований мозга? 
  3. Роль «когнитивного бессознательного» в познании
  4. Возможности взаимодействия философии и когнитивной науки для понимания сознания и субъекта
  5. Трансформации понятия субъекта в истории философии и в разных философских традициях
  6. Философские исследования сознания и наука об искусственном интеллекте
  7. Нейрофилософия и проблема сознания
  8. Проблема Я в контексте вызовов современных когнитивных наук
  9. Сознание и язык. Субъект в зеркале психолингвистики

Пострелиз

 

7-8 ноября 2017 г. в Институте философии РАН прошла Школа молодых ученых «Субъект, познание и сознание в контексте современной философии и когнитивных наук», организованная в рамках выполнения проекта РНФ №16-18-10229 «Проблема субъективности в современном  междисциплинарном контексте взаимодействия философии и когнитивных наук». Целью проведения школы было не только познакомить студентов, аспирантов и молодых ученых с достижениями в этой области (в том числе с результатами исследований участников проекта), но и способствовать развитию профессионального сообщества молодых исследователей, заинтересованных в данной проблематике. Обе поставленные цели были успешно достигнуты. Школа вызвала большой интерес, при конкурсе две заявки на место для участия в Школе с докладами Программным комитетом были выбраны молодые исследователи из различных вузов России – среди участников были студенты, аспиранты и молодые кандидаты наук - представители из Москвы, Иваново, Ярославля, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Архангельска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Казани, Екатеринбурга. Перед участниками школы и слушателями выступили с докладами-лекциями крупнейшие отечественные специалисты по нейронаукам К.В.Анохин и Т.В.Черниговская, руководитель проекта РНФ В.А.Лекторский и участники проекта Д.И.Дубровский, Д.В.Иванов, Е.О.Труфанова. Был опубликован сборник тезисов докладов, лучшие доклады были рекомендованы Программным комитетом для публикации в журнале «Философия науки и техники».


 
 

Трансляция пленарного заседания 07.11.17

 

Трансляция пленарного заседания 08.11.17

 

 


Фоторепортаж


 ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г.

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г.

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г.

ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г. ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «Субъект, сознание и познание в контексте современной философии и когнитивных наук»  7–8 ноября 2017 г.

 

 

Программа работы Школы:

7 ноября:


11.00–13.30 (Красный зал)

  1. Доклад д.мед.н., профессор, член-корр. РАН, руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» К.В. Анохина «Сознание и познание в нейронных гиперсетях мозга».
  2. Доклад д.ф.н., профессора, академика РАН, главного научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН В.А. Лекторского «Как возможно взаимодействие философии и когнитивных наук?».
  3. Доклад к.ф.н., доцента, ведущего научного сотрудника сектора теории познания Е.О. Труфановой «Языковая природа Я».
    Вопросы, общая дискуссия

 

13.30–14.30 – Перерыв

14.30–18.00 – Секционное заседание молодых ученых-участников школы (комн. 416)

  1. Абрамов П.Д. Взаимосвязь сознания и мозга в философии буддизма и нейропсихологии.
  2. Барышников П.Н. Метафорические основания компьютационализма в когнитивных науках и философии сознания.
  3. Гумарова А.Н. Субъект познания в свете современных когнитивных наук.
  4. Катунин А.В. Когнитивное бессознательное: «сильное» и «умное» или «слабое» и «глупое»?
  5. Мирошниченко М.Д. Феноменализация природы или натурализация сознания? Между философией и когнитивной наукой.
  6. Мусс А.И. Когнитивная наука как поиск решения фундаментальных философских проблем.
  7. Мухина Д.О. Чтение мозга.
  8. Семенова Е.А. Проблема Я в свете современных подходов к пониманию позитивных симптомов шизофрении.
  9. Филатова А.А. Проблема субъективности в контексте «нейронаучного поворота».
  10. Хорт М.Г. Когнитивистика как метаэтика.
  11. Штель Т.Л. Может ли когнитивная наука приблизить человечество к пониманию природы сознания.

 

8 ноября:


11.00–13.30 (Красный зал)

  1. Доклад д.ф.н., профессора, главного научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН Д.И. Дубровского «Некоторые актуальные аспекты проблемы сознания».
  2. Доклад д.ф.н., ведущего научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН Д.В. Иванова «Субъективность в контексте объяснения феноменальных аспектов сознания».
  3. Доклад д.биол.н, филол.н., заведующей Лабораторией когнитивных исследований Факультета свободных наук и искусств СПбГУ Т.В. Черниговской «Что для мозга объекты?».
    Вопросы, общая дискуссия

 

13.30–14.30 – Перерыв

14.30–18.00 – Секционное заседание молодых ученых-участников школы (комн. 416)

  1. Белоногов И.Н. Три уровня сознания.
  2. Гостева Д.Д. Субъектный потенциал человека в информационную эпоху.
  3. Гусев А.А. Трудности, связанные с изучением феноменального сознания.
  4. Зубков Н.А. Проблема субъекта в контексте информационных войн.
  5. Козырева О.А. Критика субъекта в современной философской мысли: внутреннее vs. внешнее.
  6. Макартецкая О.А. Антиредукционистское объяснение сознания.
  7. Немеш Н.Н. Онтологический статус интенциональности и ментальных репрезентаций.
  8. Парнах А.М. Субъект и экзистенциальные противоречия эпохи искусственного интеллекта.
  9. Попов А.П. Конструирование идентичности  как конфликт самореференций.
  10. Попова Ю.С. Трансформация понятия субъекта в «новых онтологиях»
  11. Сабанчеев Р.Ю. Коллективная память: время, преломленное сквозь призму сознания.
  12. Щедрина И.О. Нарративный подход к исследованию Я (эпистемологическая проблема).

 

 

 

 

 

Последнее обновление: 22 ноября 2017 г. Вывешен пострелиз Школы молодых ученых.