Школа молодого философа
«Субъект, сознание и познание
в контексте современной философии и когнитивных наук»
7–8 ноября 2017 г.
Институт философии РАН
(г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1)
(в рамках проекта РНФ №16-18-10229 «Проблема субъективности в современном междисциплинарном контексте взаимодействия
философии и когнитивных наук»)
Председатель программного комитета: акад. РАН В.А. Лекторский, сопредседатель д.ф.н. Д.И. Дубровский.
Председатель организационного комитета: к.ф.н. Е.О. Труфанова, сопредседатель к.п.н. А.Ф. Яковлева.
Тематика школы:
- Сознание как когнитивный феномен
- Сознание, познание и мозг - можно ли судить о содержании познавательных процессов на основе исследований мозга?
- Роль «когнитивного бессознательного» в познании
- Возможности взаимодействия философии и когнитивной науки для понимания сознания и субъекта
- Трансформации понятия субъекта в истории философии и в разных философских традициях
- Философские исследования сознания и наука об искусственном интеллекте
- Нейрофилософия и проблема сознания
- Проблема Я в контексте вызовов современных когнитивных наук
- Сознание и язык. Субъект в зеркале психолингвистики
Пострелиз
7-8 ноября 2017 г. в Институте философии РАН прошла Школа молодых ученых «Субъект, познание и сознание в контексте современной философии и когнитивных наук», организованная в рамках выполнения проекта РНФ №16-18-10229 «Проблема субъективности в современном междисциплинарном контексте взаимодействия философии и когнитивных наук». Целью проведения школы было не только познакомить студентов, аспирантов и молодых ученых с достижениями в этой области (в том числе с результатами исследований участников проекта), но и способствовать развитию профессионального сообщества молодых исследователей, заинтересованных в данной проблематике. Обе поставленные цели были успешно достигнуты. Школа вызвала большой интерес, при конкурсе две заявки на место для участия в Школе с докладами Программным комитетом были выбраны молодые исследователи из различных вузов России – среди участников были студенты, аспиранты и молодые кандидаты наук - представители из Москвы, Иваново, Ярославля, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Архангельска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Владивостока, Казани, Екатеринбурга. Перед участниками школы и слушателями выступили с докладами-лекциями крупнейшие отечественные специалисты по нейронаукам К.В.Анохин и Т.В.Черниговская, руководитель проекта РНФ В.А.Лекторский и участники проекта Д.И.Дубровский, Д.В.Иванов, Е.О.Труфанова. Был опубликован сборник тезисов докладов, лучшие доклады были рекомендованы Программным комитетом для публикации в журнале «Философия науки и техники».
Трансляция пленарного заседания 07.11.17
Трансляция пленарного заседания 08.11.17
Фоторепортаж
Программа работы Школы:
7 ноября:
11.00–13.30 (Красный зал)
- Доклад д.мед.н., профессор, член-корр. РАН, руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт» К.В. Анохина «Сознание и познание в нейронных гиперсетях мозга».
- Доклад д.ф.н., профессора, академика РАН, главного научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН В.А. Лекторского «Как возможно взаимодействие философии и когнитивных наук?».
- Доклад к.ф.н., доцента, ведущего научного сотрудника сектора теории познания Е.О. Труфановой «Языковая природа Я».
Вопросы, общая дискуссия
13.30–14.30 – Перерыв
14.30–18.00 – Секционное заседание молодых ученых-участников школы (комн. 416)
- Абрамов П.Д. Взаимосвязь сознания и мозга в философии буддизма и нейропсихологии.
- Барышников П.Н. Метафорические основания компьютационализма в когнитивных науках и философии сознания.
- Гумарова А.Н. Субъект познания в свете современных когнитивных наук.
- Катунин А.В. Когнитивное бессознательное: «сильное» и «умное» или «слабое» и «глупое»?
- Мирошниченко М.Д. Феноменализация природы или натурализация сознания? Между философией и когнитивной наукой.
- Мусс А.И. Когнитивная наука как поиск решения фундаментальных философских проблем.
- Мухина Д.О. Чтение мозга.
- Семенова Е.А. Проблема Я в свете современных подходов к пониманию позитивных симптомов шизофрении.
- Филатова А.А. Проблема субъективности в контексте «нейронаучного поворота».
- Хорт М.Г. Когнитивистика как метаэтика.
- Штель Т.Л. Может ли когнитивная наука приблизить человечество к пониманию природы сознания.
8 ноября:
11.00–13.30 (Красный зал)
- Доклад д.ф.н., профессора, главного научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН Д.И. Дубровского «Некоторые актуальные аспекты проблемы сознания».
- Доклад д.ф.н., ведущего научного сотрудника сектора теории познания Института философии РАН Д.В. Иванова «Субъективность в контексте объяснения феноменальных аспектов сознания».
- Доклад д.биол.н, филол.н., заведующей Лабораторией когнитивных исследований Факультета свободных наук и искусств СПбГУ Т.В. Черниговской «Что для мозга объекты?».
Вопросы, общая дискуссия
13.30–14.30 – Перерыв
14.30–18.00 – Секционное заседание молодых ученых-участников школы (комн. 416)
- Белоногов И.Н. Три уровня сознания.
- Гостева Д.Д. Субъектный потенциал человека в информационную эпоху.
- Гусев А.А. Трудности, связанные с изучением феноменального сознания.
- Зубков Н.А. Проблема субъекта в контексте информационных войн.
- Козырева О.А. Критика субъекта в современной философской мысли: внутреннее vs. внешнее.
- Макартецкая О.А. Антиредукционистское объяснение сознания.
- Немеш Н.Н. Онтологический статус интенциональности и ментальных репрезентаций.
- Парнах А.М. Субъект и экзистенциальные противоречия эпохи искусственного интеллекта.
- Попов А.П. Конструирование идентичности как конфликт самореференций.
- Попова Ю.С. Трансформация понятия субъекта в «новых онтологиях»
- Сабанчеев Р.Ю. Коллективная память: время, преломленное сквозь призму сознания.
- Щедрина И.О. Нарративный подход к исследованию Я (эпистемологическая проблема).
Последнее обновление: 22 ноября 2017 г. Вывешен пострелиз Школы молодых ученых.