Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философия технических наук
Главная страница » Научно-образовательный центр » Кафедра истории и философии науки » Программы кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" » Философские проблемы областей научного знания » Философия технических наук

Философия технических наук

Часть II 

Современные философские проблемы техники и технических наук

 

1. Философские  проблемы  техники

1.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность,  техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

 

1.2. Техника как предмет исследования естествознания

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.

 

1.3. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках - техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические – частные и общие - схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания).

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

 

1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

 

1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства. 

 

Рекомендуемая основная литература:

  • Шаповалов В.Ф. Философские проблемы науки и техники. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 308 с.
  • Поносов Ф.Н. Современные философские проблемы техники и технических наук: учебное пособие. Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. 262 с.
  • Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012. 512 с.

Дополнительная литература:

  • Горохов В.Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2009. 376 с.
  • Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, 2007. 335 с.
  • Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 639 с.
  • Чешев В.В. Техническое знание. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2006. 267 с.
  • Розин В.М. Философия техники. М.: NOTA BENE, 2001. 456 с.
  • Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
  • Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М: ИНФРА-М, 2000. 608 с.
  • Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1999. 400 с.
  • Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. 224 с.
  • Горохов В.Г. Русский инженер и  философ техники Петр Климентьевич Энгельмейер (1855-1941). М: Наука, 1997. 223 с.
  • Ленк X.Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996. 183 с.
  • Митчем К. Что такое философия техники? М: Аспект Пресс, 1995. 149 с.
  • Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994. 274 с.
  • Философия техники в ФРГ. М: Прогресс, 1989. 528 с.
  • Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л.: Наука, 1988. 248 с.
  • Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 197 с.
  • Чешев В.В.  Технические  науки  как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. 194 с.
  • Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977. 264 с.

 

2. Философские проблемы информатики 

2.1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века.

Теория информации К.Шеннона.  Кибернетика Норберта Винера, Росса Эшби. Уорренга Мак-Каллока, Алана Тьюринга, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грегори Бэйтсона, Маргарет Мид, Артуро Розенблюта,Уолтера Питтса, Стаффорда Бира.  Общая теория систем Л.фон Берталанфи, А.Раппорта.

Концепция гипертекста Ваневара Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Синергетический подход в информатике. Герман Хакен и Дмитрий Сергеевич Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных  системах.

 

2.2. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники

Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры  Хопфилда,  Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

 

2.3. Интернет как  метафора глобального мозга

Понятие киберпространства  ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма  «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ. Наблюдаемость, фрактальность, диалог.  Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

 

2.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

 

2.5. Социальная  информатика

Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение  информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования  как составная часть современной социогуманитарной информатики.

 

Рекомендуемая основная литература:

  • Кулагин В.П. Философия информатики // Образовательные ресурсы и технологии, 2(10), 2015. С. 76-81.
  • Крянев Ю.В. История и философия науки (Философия науки): Учеб. пособие / Ю.В.Крянев, Н.П.Волкова и др.; Под ред. Л.Е.Моториной, Ю.В.Крянева. 3-e изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 416 с. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=425677
  • Иванников А.Д., Тихонов А.Н., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Инфосфера и инфология. М.: ТОРУС ПРЕСС, 2013. 176 c.
  • Метафизика, №4(10), 2013. Специальный номер, посвященный философии информации и философским проблемам информатики.

Дополнительная литература:

  • Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М: Когито-Центр, 2009. 96 с.
  • Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002. 186 с.
  • Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М. Институт компьютерных исследований, 2002. 272 с.
  • Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002. 295 с.
  • Тарасов В.Б. От мультиагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 352 с.
  • Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 352 с.
  • Гуманитарные исследования в ИНТЕРНЕТЕ / Под ред. А.Е.Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 431 с.
  • Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е. М.: ЭТС. 2000. 368 с.
  • Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Основы социальной информатики. Пилотный курс лекций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 110 с.
  • Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
  • Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФРАН, 1999. 203 с.
  • Лепский В.Е. Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернет. М.: Институт психологии РАН, 1999. 96 с.