Сектор истории русской философииЗав. сектором – к.ф.н. А.В. Черняев Основные итоги работы сектора за 2016 год
Новизна результатов: впервые выполнена научная публикация текстов древнерусской сокровенной книжности, а также корпуса списков «Поучения к братии» Луки Жидяты, всесторонне исследованы идейно-философские аспекты памятников древнерусской книжности. Произведен историко-философский анализ переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным как первой столь масштабной манифестации разнонаправленных векторов русской политической мысли. Показано, что решающим пунктом расхождений между корреспондентами явилась разница не только политико-идеологических, но также культурно-эстетических приоритетов. Исследованием, посвященным философии Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции, восполнен заметный пробел в изучении вклада русской эмигрантской философии в европейскую культуру. Подготовлены к публикации материалы из архивного наследия отечественного мыслителя С.Л. Франка, хранящиеся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (США).
В соответствие с целями и задачами годового этапа исследования в отчетный период проведена работа по изданию памятников русской философской мысли Средневековья и Нового времени, а также по изучению и актуализации идейного наследия русских философов.
В рамках исследования и издания памятников русской философской мысли Средневековья и Нового времени введены в научный оборот древнерусские рукописные тексты сокровенной книжности, большая часть из которых до настоящего времени оставалась практически неизученной. Рассмотрен неортодоксальный пласт в идейно-философском наследии отечественного Средневековья. Исследованы практики, базировавшиеся на установках этой книжности. Дан сравнительный анализ их исторических форм: от народного целительства до расчетной прогностической астрологии XVII в. Сравнительно-исторический подход позволил лучше осмыслить феномен сокровенных знаний. Исследование соединило историко-философский, конкретно-исторический и текстологический подходы с методологией эпистемологии, антропологии, культурологии, этнографии, когнитивных наук. (Герасимова И.А., Мильков В.В., Симонов Р.А. Сокровенные знания Древней Руси. М.: КноРус, 2015. 680 с. (сер.: Памятники древнерусской мысли: исследования и публикации. Вып. VIII). 800 экз. ISBN: 978–5–406–04756–9; DOI 10.15216/978–5–406–4756–9).
В научный оборот введены все известные на сегодня списки «Поучения к братии» Луки Жидяты, обоснована характеристика автора как первого древнерусского писателя и мыслителя. Прослежена история бытования произведения в древнерусской книжности. Всесторонне исследованы идейно-философские аспекты содержания «Поучения», а также особенности религиозно-политической ситуации в стране, накладывавшие печать на творческое своеобразие мыслителя. Охарактеризованы источники, которыми пользовался Лука. (Дергачева И.В., Мильков В.В., Милькова С.В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. М.: Мир философии, 2016. 416 с. (сер.: Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. IX). 500 экз. ISBN 978–5–9906502–4–4).
В русле исследования и актуализации идейно-философского наследия России предложена новая трактовка переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным как выявления разнонаправленных векторов русской политической мысли, полярных версий русской духовности и русского исторического призвания. Продемонстрировано, что в основе расхождений между корреспондентами была разница не только политико-идеологических, но также культурно-эстетических приоритетов: приверженность князя Курбского ренессансному гуманизму, знакомство с которым началось еще до отъезда из России, не позволило ему принять программу культурной изоляции и политического авторитаризма, реализуемую Иваном IV. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского во многом задала модели историософских рефлексий и формат политических дискуссий в России. (Черняев А.В.У водоразделов русской политической мысли: переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. 2016. Т.9. № 1. С. 80-99).
Восполнен заметный пробел в изучении вклада русской эмигрантской философии в европейскую культуру (в отличие от русской литературы и искусства в целом, воздействие русской философии на западную мысль остается недооцененным) исследованием, посвященным философии Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции. Идеи Льва Шестова нашли живой отклик у многих европейских философов и поэтов. Русский мыслитель внес заметный вклад в формирование интеллектуальной атмосферы Франции первой половины ХХ века, способствовал возвышению философии, обратившейся к проблемам человеческого существования, – экзистенциализма. У Шестова были и прямые философские последователи. Среди них – Борис Шлёцер, Жорж Батай и Бенжамен Фондан. В книге впервые в русскоязычной научной литературе дается целостное представление о творчестве Шлёцера и Фондана, а также анализируется влияние Шестова на мировоззрение Батая. Автором книги вводится в научный оборот статья Шлёцера «Достоевский и Ницше». В приложение вынесены выполненные автором переводы вышеуказанной статьи Шлёцера, а также отрывка из книги Фондана «Рембо-проходимец» и его поэмы, посвященной Шестову; кроме того, прилагается библиография работ русского философа. (Ворожихина, К.В. Лев Шестов и его французские последователи. М.: ИФРАН, 2016. 157 с. 500 экз. ISBN 978–5–9540–0297–3).
Кроме того, изучены и вводятся в научный оборот ранее не издававшиеся материалы из архивного фонда отечественного мыслителя С.Л. Франка, хранящегося в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (США). На данный момент к публикации в ведущих отечественных и зарубежных научных периодических изданиях подготовлены – расшифрованы, прокомментированы, переведены на русский язык и снабжены вступительными статьями – следующие архивные материалы С.Л. Франка: «Чаадаев (фрагмент из лекционного курса «Russische Denker»)»; «Живая Европа: Происхождение и сущность русского марксизма» («Lebendiges Abendland: Ursprung und Wesen des russischen Marxismus»); «Отношение между религией и наукой»; «Личность и мир»; «Доказательство бытия Бога»; «Онтологическое доказательство бытия Бога».
Также проведена работа по подготовке к изданию IX и XII томов Полного собрания сочинений и писем В.С. Соловьева в 20 томах. По IX тому выполнена работа для преамбулы к комментариям к тому; в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки изучен фонд оппонента Соловьева по церковным и национальным вопросам, видного публициста А.А. Киреева. Собран и обработан материал для преамбулы к статье Соловьева "Вопрос о самочинном умствовании", представляющей собой ответ на работу Л.А. Тихомирова о светском и духовном учительстве в вопросах веры (объем – 7 а.л.). По XII тому подготовлен первоначальный проект комментариев к тексту «Оправдания добра», включающий как текстологические комментарии по существенным разночтениям между тремя прижизненными публикациями текста, так и историко-философские, библиографические, издательские и иные комментарии (объем – 8 а. л.). Подготовлен первоначальный проект комментариев к статье В.С. Соловьева «Мнимая критика. (Ответ Б.Н. Чичерину)» (объем – 0, 8 а. л.). Плановая научная работа Монографии и коллективные труды:
Научные статьи:
Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций:
Выступления сотрудников сектора в СМИ:
Заключение Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР. В отчетный период была продолжена работа по изданию и изучению памятников русской философской мысли и по исследованию и актуализации идейного наследия русских философов. В рамках издания и исследования памятников русской философской мысли впервые опубликован корпус древнерусских рукописных текстов сокровенной книжности, большая часть из которых до настоящего времени оставалась практически неизученной, рассмотрен неортодоксальный пласт в идейно-философском наследии отечественного Средневековья; изучены практики, базировавшиеся на установках этой книжности. Кроме того, были введены в научный оборот все известные на сегодня списки «Поучения к братии» Луки Жидяты, представляющие собой наследие древнерусского писателя, обоснована его характеристика как первого древнерусского писателя и мыслителя, прослежена история бытования произведения в древнерусской книжности, всесторонне исследованы идейно-философские аспекты содержания «Поучения», а также охарактеризованы особенности религиозно-политической ситуации в стране, повлиявшие на творчество первого русского мыслителя. В русле исследования и актуализации идейно-философского наследия России предложена новая трактовка переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным как выявления разнонаправленных векторов русской политической мысли, русской духовности и русского исторического призвания. Показано, что решающим пунктом расхождений между корреспондентами явилась разница не только политико-идеологических, но и культурно-эстетических приоритетов. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского во многом задала модели историософских рефлексий и формат политических дискуссий в России. Аналогичные идейные полюса воспроизводятся практически на каждом этапе истории русского общества в качестве неизменных и неотъемлемых элементов его самосознания – и с этим внутренним противоречием связана одна из главных проблем самого бытия России. Исследованием, посвященным философии Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции, восполнен заметный пробел в осмыслении вклада русской эмигрантской философии в европейскую культуру. Идеи Льва Шестова нашли отклик у многих европейских философов и поэтов, русский мыслитель внес существенный вклад в формирование интеллектуальной атмосферы Франции первой половины ХХ века, способствовал росту интереса к философии экзистенциализма. Также в секторе проведена работа по изучению и подготовке к публикации ранее неизданных материалов из архивного наследия отечественного мыслителя С.Л. Франка, хранящегося в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (США). Продолжиласьь подготовка к изданию IX и XII тт. полного собрания сочинений и писем В.С. Соловьева в 20 тт. |
|||||
|