Для философии тема опыта, как известно, отнюдь не нова, еще греческие мыслители обсуждали вопросы эмпирии (ἐμπειρία – опыт, навык, основанное на опыте знание). В современных энциклопедиях опыт определяется как непосредственное знание субъекта. Является ли такое определение исчерпывающим? Откуда появляется знание и насколько оно непосредственно? Можно ли доверять собственному опыту — или, напротив, сомневаться в нем? Как связаны опыт и знание? Какое значение категория опыта имеет для современной философии?
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Вторник, 22 октября, Институт философии РАН
Регламент: 20 мин. доклад +10 на обсуждение.
Открытие конференции, ауд. 313.
11:30–11:45
Вступительное слово организаторов конференции
СЕКЦИЯ I. Опыт: общие вопросы (модератор: И.И. Блауберг), ауд. 313.
12:00–14:00
Фатенков А.Н. Опыт и свидетельство
Косилова Е.В. Роль опыта в философии
Янушевская Е.В. Типы опыта в ценностном познании
Богодельникова Л. Чтение как опыт или опыт чтения
Перерыв. 14.00–15:00
15:00–17:00
Старовойтов В.В. Трудности на пути приобретения опыта:психоаналитический взгляд
Еремин И.П. Концепция исторического опыта в контексте современных проблем теории истории
Бронникова Е.Е. Кинематографический опыт в контексте культуры присутствия: призыв к чувственности
Ткаченко И.Н. Об онтогносеологическом парадоксе и возможности описания субъективных состояний
СЕКЦИЯ II. Религиозный опыт (модератор: А.М. Гагинский), ауд. 416.
12:00–14:00
Смирнов А.Е. Религиозный опыт как объект трансляции религиозной традиции
Киященко Л.П., Запрометова О.М. Религиозный опыт раннего христианства в оптике трансдисциплинарного подхода
Коначева С.А. Феноменология религиозного опыта в ранних работах М. Хайдеггера: раннехристианская религиозность vs метафизическая традиция Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РНФ 24-28-01822 «Стратегии тематизации традиции в философии М. Хайдеггера и православной мысли второй половины ХХ – начала ХХI вв.»