Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мастер-класс 7
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Проект «Философская мастерская» » Мастер-класс 7

Мастер-класс 7

Проект «Философская мастерская»


Цикл «Мастер-класс»


Мастер-класс 7

Артем Владимирович Макулин

Визиософия и вопрошающее смотрение (проблема визуализации философского знания)

20 октября 2021 г.



 

20 октября в 15.00 (онлайн) в рамках проекта «Философская мастерская» состоится мастер-класс «Визиософия и вопрошающее смотрение (проблема визуализации философского знания)». Докладчик: Артем Владимирович Макулин – доктор философских наук, доцент, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Встречу ведет член-корреспондент РАН, д.ф.н. Ю.В. Синеокая.

 


Аннотация:


То, как современная философия вписывается в сложную картину мира информации, знаний и технологий, насколько она способна дефрагментировать многочисленные осколки разных теоретических картин прошлого и взаимодействовать с современной наукой в условиях «информационного взрыва», зависит не только от традиционных интеллигибельных магистралей философской работы, но и от преодоления проблемы (в визуальном смысле) «ненаглядности» и «неочевидности» философского знания. Несомненно, что отвергаемая традицией чистого умозрения практика прямого физического созерцания, наполненного ошибками и искажениями, позволила перевести орган зрения человека на столь важный для теоретического познания «метафизический уровень» зрения умом. Однако именно в философии вместе с «водой был выплеснут и ребенок», т.е.  практически весь корпус графического языка, наглядного моделирования, эмерджентный схематизм, визуальный инструментарий «внешнего разума» и «умной графики», т.е. практически все способы формализации, материализации мысли и схематического «заземления высоких абстракций», вплоть до цифровых моделей и технологий дополненной реальности. Но именно компактирование информации, как показывает «визуальный поворот», не только ускоряет процесс представления философской информации в свернутом виде с ее последующим разворачиванием на совершенно неожиданные области и практики исследования, но и дает возможность извлечения совершенно новых философских знаний, позиций, подходов, методов, интегрирует философскую работу в любой процесс связанный с творческим осмыслением любого типа знания и практики. Однако нельзя забывать также и то, что визуализация философских знаний существенно отличается от визуализации в области естественно-научного и математического знания. Традиционные объекты и процессы, описываемые философией, можно сюръецировать, но нельзя проецировать, графические философские модели могут быть только гомоморфными, но не могут быть изоморфными, и все же в этом нужно видеть не недостаток, а преимущество, т.к. именно это обеспечивает процесс познания методологическим богатством мысленных экспериментов, «насосами интуиции» (англ. «intuition pumps») и так называмими «игровыми площадками для воображения» (англ. wonderful imagination grabbers, jungle gyms for the imagination).