Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора истории русской философии за 2007 год
Главная страница » » Сектор истории русской философии » Научные результаты » Научный отчет сектора истории русской философии за 2007 год

Научный отчет сектора истории русской философии за 2007 год

 Сектор истории русской философии

 Зав. сектором – к.ф.н.  М.Н. Громов

 Основные итоги работы сектора за 2007 год

 

Новизна результатов: Книга И.А.Кацаповой и С.И.Бажова «Философское мировоззрение П.И.Новгородцева» (М., ИФРАН, 2007, 8 п.л.) представляет собой первое монографическое исследование философского мировоззрения видного русского мыслителя начала ХХ в., теоретика права, публициста и общественного деятеля.

Анализируя генезис, основные принципы, компоненты, логику, эволюцию и идейное влияние философского мировоззрения П.И.Новгородцева, авторы особое внимание уделяют рассмотрению вклада философа в осмысление актуальной проблематики развития правосознания как одной из важнейших составляющих политической культуры демократического общества.

В монографии А.В.Соболева «О русской философии» (СПб., 2007, 22 п.л.) охарактеризована персоналистическая традиция в русской философии XX в. (П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.); рассмотрена связь евразийского направления в русской философской и общественной мысли XX в. с предшествующей почвеннической традицией русской философии.

В монографии А.Д.Сухова «П.А.Кропоткин как философ», представляющей собой первую монографическую публикацию о Кропоткине как философе, исследуются характерные особенности философского мировоззрения мыслителя, в том числе его онтологические, гносеологические и этические воззрения, представляющие сложную взаимосвязь позитивистских, материалистических и антиэтатистских идей. Сделана попытка по-новому охарактеризовать его место в истории философской мысли.

В книге «Митрополит Никифор» (В.В.Мильков, С.М.Полянский, С.В.Милькова) воспроизводятся ранее не публиковавшиеся списки произведений мыслителя. Творчество первого русского христианского неоплатоника исследовано в контексте русско-византийских идейных взаимосвязей; выявлена специфика христианского неоплатонизма конца XI – начала XII вв. и роль Никифора, выходца из Византии, в трансляции этих религиозно-философских идей на русскую мысль. Религиозно-философское наследие Никифора анализируется в сравнении с другими религиозно-философскими идеями той эпохи. Делается вывод, что Никифор стал первым представителем Александрийской школы религиозного философствования в средневековой отечественной мысли.

В очередных выпусках серии «Памятники древнерусской мысли»: «Космологические произведения в книжном наследии Древней Руси» публикуются переводные религиозно-философские памятники космологического содержания. Материалы помещены в 2-х книгах по различным традициям: плоскостно-комарной и геоцентрической. Втруде показано, что русская мысль приобщилась к философско-богословскому европейскому наследию уже до XV в., опираясь на достигнутый в средние века уровень космологических трактовок мироздания.