Институт Философии
Российской Академии Наук




  Якушев Л.В. (октябрь 2019)
Главная страница » » тезисы 2019 » Якушев Л.В. (октябрь 2019)

Якушев Л.В. (октябрь 2019)

Идея прав человека на пресечении культурных традиций

 

Тезисы доклада


Права человека представляют собой одну из центральных категорий социальной этики, использующуюся для моральной оценки общественных институтов, традиционных практик, политических решений. Несмотря на то, в основании идеи прав человека лежит многовековой нравственный опыт различных народов и культур, их воплощение сталкивается с рядом серьёзнейших затруднений, особенно в азиатских и африканских обществах. Исследование нацелено на анализ соотношения идеи прав человека и идеологемы «азиатские ценности», на основании которой критикуется универсальный статус прав человека.

 

Идеологема «азиатские ценности» получила наибольшую популярность в начале 90-х гг. прошедшего столетия как реакция на значительные экономические и социальные достижения модернизирующихся восточноазиатских государств, прежде всего, Сингапура, Малайзии, Тайваня (государств, в которых произошло так называемое «азиатское экономическое чудо»). Полемика по данному вопросу сразу же приобрела политическое измерение: в речах политических лидеров открыто декларировалось превосходство азиатских ценностей перед «западной» концепцией прав человека и нежелание ее экспорта в данный регион.

 

В целом, современная дискуссия об азиатских ценностях представляет собой противостояние двух противоположных друг другу позиций. Они отличаются друг от друга как пониманием природы азиатских ценностей, так и восприятием концепции прав человека (прежде всего, ее способности стать универсальным нормативно-ценностным базисом жизни общества).

 

Представители первой позиции являются однозначными сторонниками «азиатских ценностей». Концепции прав человека они противопоставляют ценности, которые присутствуют в культурах стран тихоокеанского бассейна, испытавших сильное влияние конфуцианства (Сингапур, Малайзия и др.) Сторонники азиатских ценностей (прежде всего, политические лидеры Ли Куан Ю, Синтаро Исихара, Махатхир Мухаммад) для обоснования своей позиции сторонники «азиатских ценностей» выдвигают следующие аргументы. Во-первых, между европейскими и азиатскими сообществами существует непреодолимый культурно-исторический разрыв. Во-вторых, противостояние азиатских ценностей и прав человека задает различная степень значимости индивидуальных и коллективных интересов. В-третьих, западные общества неправомерно помещают на первое место гражданские и политические права, в то время как для обществ азиатских приоритетное значение имеют права социальные и экономические. Наконец, права человека и их реализация является внутренним делом государства, а концепция прав человека – очередная попытка Запада политического давления на азиатские страны.

 

Критики концепции азиатских ценностей утверждают, что в таком обширном регионе как Азия говорить о едином пласте азиатских ценностей и, следовательно, о неприятии азиатских государств распространению идеи прав человека некорректно и бессмысленно. Менее радикальная точка зрения заключается в признании определенной ценностной специфики азиатских культур при отсутствии фундаментального разрыва с европейскими ценностями и возможности найти общую ценностную основу (протестантская этика, некоторые версии коммунитаризма).

 

 Описанные дискуссии накладывают свой отпечаток на процесс создания международных декларативных документов, фиксирующих права человека. Одним из них является Бангкокская декларация, принятая в 1993 г. представителями стран азиатских государств. Ее статьи содержат значительные и неоднозначные положения, корректирующие нормативное содержания Всеобщей декларации прав человека, что лишь усиливает трудности в универсализации концепции прав человека.

 

В ходе исследования сделан вывод о невозможности обосновать универсальный статус прав человека как морального критерия в азиатском культурном контексте. Ценностные основания обеих доктрин разнятся между собой, сохраняется и политическая ангажированность самой полемики. Это затрудняет необходимый для сближения диалог и выявление общей нормативной программы. Возведение норм и ценностей, поддерживаемых определенным сообществом, в статус универсального критерия моральной оценки общественно-политической практики представляет собой длительный процесс преодоления противоречий. В контексте прав человека он находится на ранних стадиях, поэтому придание им такого статуса не представляется возможным.

 

Литература

  1. Бангкокская декларация. – 1993 [Электронный ресурс]: URL: http://hrlib.kz/?document=1993-бангкокская-декларация (дата обращения: 13.07.2019).
  2. Ролз Дж. Право Народов / пер. с англ. О. В. Потаповой. // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 79-105.
  3. Bell A. D. Beyond Liberal Democracy. Political Thinking for an East Asian Context. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2006.
  4. Li X. "Asian Values" and the Universality of Human Rights // Philosophical Dimensions of Public Policy / ed. by V.V. Gehring, W. A. Galston. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 2002. P. 171-180.
  5. Sen A. Human rights and Asian values. N.Y.: Carnegie Council on Ethics and International Affairs, 1997.
  6. Zakaria F. Culture Is Destiny: A Conversation with Lee Kuan Yew // Foreign Affairs. 1994. Vol. 73. № 2. P. 109-126.